Волосожар и Траньков снова непобедимы
В фигурном катании существует немало стереотипов. Например, о том, что катать на показательных выступлениях фигурист может все, что душа пожелает – вплоть до кусков уже показанных на соревнованиях программ, переложенных на другую музыку – если нет отдельного номера.
От этой точки зрения меня, помнится, быстро отучила Тамара Москвина, которую я как-то спросила, зачем тратить время на создание серьезного показательного номера, когда времени порой не хватает даже на "обязательную" часть – подготовку соревновательных программ. На что тренер (тогда она только начинала работу с Юлией Обертас и Сергеем Славновым) сказала, что показательные программы дают фигуристам возможность именно показать себя. Включить в программу какие-то интересные находки, элементы, которые в обычной программе могут не оцениваться высокими баллами или вообще относиться к числу запрещенных, но наверняка запомнятся публике и судьям. Выделят спортсменов из общей массы, как минимум, добавят им в судейских глазах негласных "бонусов". Поэтому задача сводится к тому, чтобы своим выступлением обратить на себя как можно больше внимания.
Первые старты сезона – сродни показательным. И тоже не лишены стереотипов, главный из которых заключается в том, что нет ничего страшного, если выступление окажется неудачным. Для того, мол, такие турниры и существуют, чтобы спортсмен имел возможность плавно войти в сезон, не испытывая при этом чрезмерной необходимости заботиться о результате.
На самом деле все давно обстоит совершенно иначе: слишком выросла конкуренция в мире – какой вид катания ни возьми. Несомненно, бывают ситуации, когда в ошибках действительно нет ничего страшного. Но этот вариант применим, пожалуй, к единственному сюжету – когда лидеры начинают показывать новые программы со сложными элементами и преследуют цель поскорее все это обкатать и довести стабильность исполнения всех элементов до максимально возможного уровня.
Понятно, что для этого нужно количество стартов. Примерно, как в прошлом сезоне было у Лизы Туктамышевой, вернувшейся в элитную "обойму" после годичного перерыва.
Примерно в таком же положении в Оберстдорфе оказалась канадка Кейтлин Осмонд. В свое время она произвела фурор, с ходу выиграв свой первый в жизни взрослый этап "Гран-при". Дважды становилась чемпионкой Канады, а в олимпийском Сочи получила серебряную медаль в командном первенстве. Но весь прошлый сезон пропустила – сломала ногу.
Возвращение пока не получается триумфальным (в короткой программе канадка осталась без каскада), но видно, что спортсменка подготовилась к сезону достаточно хорошо, чтобы с ней считались: улучшила скольжение, прекрасно справляется с собственным не хрупким телом в сложных прыжках, успешно сочетая их с интересной хореографией, то есть стартовые характеристики Осмонд если и оставляют желать лучшего, то исключительно в мелочах.
На общем фоне как-то совершенно обидно потерялась вице-чемпионка мира-2012 Алена Леонова. Со старой программой – одной из лучших своих постановок за всю карьеру, прежним техническим набором и имеющейся конкуренцией Алена конечно же была обязана выходить в лидеры – если рассчитывать на то, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание в этом сезоне. Сама идея, что программу можно будет вкатать получше к основным стартам здесь работает плохо по той простой причине, что "основных" стартов может и не случиться. Значит нужно начинать биться за место под солнцем с первого же появления на публике. К тому же старой программой очень трудно удивить зрителя – она уже слишком хорошо известна. Значит, остается единственный вариант: удивлять качеством катания.
Но Леонова осталась в короткой программе четвертой, чем сильно поколебала уверенность в своей способности бороться в этом сезоне за место в первой российской тройке.
Главным событием дня стало, впрочем, не женское одиночное катание и не мужское. А произвольная программа пар и выступление олимпийских чемпионов Татьяны Волосожар и Максима Транькова.
Лично у меня их прокат вызвал колоссальное уважение. Он не получился чистым, было видно, до какой степени спортсменам непросто справляться с новыми поддержками и прыжками в непривычной пока компоновке, но, пожалуй, впервые стало до конца понятно, какой великой ценой далось чемпионам возвращение в "ту же воду".
Они действительно вернулись. Причем не "доживать" на старом багаже, прикрывая прорехи титулами, а биться. С очень цельной, пусть пока не выкатанной программой, позволяющей активно работать на вторую оценку, с новыми техническими идеями. Понятно, что постановки – это всегда дело вкуса, кому-то нравятся, а кому-то нет, но невозможно не признать: нынешняя произвольная программа олимпийских чемпионов абсолютно конкурентоспособна.
Бросалось в глаза и то, насколько разными получились два выступления россиян в Оберстдорфе. В короткой программе Максима трясло так, что эта "трясучка" передавалась даже через экран телевизора, а саму программу спортсмены доезжали по принципу "когда уже все это, наконец, закончится?". В произвольной Волосожар и Траньков осмысленно боролись за каждый из элементов. Работали. Возможно, это в какой-то степени шло в ущерб эмоциям, но было прекрасным показателем того, что утраченный за время послеолимпийской паузы навык соревноваться начинает возвращаться к фигуристам довольно быстро.
Незадолго до начала турнира Татьяна сказала, что у них с партнером еще нет окончательного решения – продолжать любительскую карьеру, или нет. И все будет зависеть от того, насколько удачным получится первый старт. Максим же, собираясь в Оберстдорф, написал на своей страничке в интернете, что уже сделано слишком много работы и пройден слишком большой путь, чтобы сдаваться.
По-моему это как раз тот случай, когда мнение главы семьи следует взять за основу.
Nebelhorn TrophyЖенщины. Короткая программа. 1. Осмонд (Канада) – 59,67. 2. Шартран (Канада) – 58,73. 3. Хикс (США) – 57,65. 4. ЛЕОНОВА – 56,41. Пары. Финал. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ – 202,79. 2. Симека/Кнерим (США) – 179,56. 3. Джеймс/Сипре (Франция) – 172,18.