Хладнокровное "убийство" в Шанхае
На завершающем послеолимпийский сезон чемпионате мира Елизавета Туктамышева может деморализовать соперниц исполнением тройного акселя.
Спорт хорош тем, что в нем редко сбываются предсказания. Все, что предрекалось нынешнему фигурнокатательному сезону по мере его развития, сводилось к тому, что он будет крайне скучен и бесцветен. Послеолимпийский, что с него взять? Тем более что уже на стартовой позиции мы получили кучу обескураживающих новостей. О травмах и последующем отказе от выступлений олимпийских чемпионов Татьяны Волосожар/Максима Транькова и Аделины Сотниковой. О долгом и в итоге не очень успешном вхождении в сезон победителей олимпийского турнира в командном первенстве Юлии Липницкой и Ксении Столбовой/Федора Климова. О неудачной операции Дмитрия Соловьева, сделавшей невозможным возвращение на лед их с Катей Бобровой дуэта. Как тут не стать пессимистом в прогнозах?
Однако именно этот массовый "мор", накрывший сборную России олимпийского образца, заставил многих гораздо более пристально, чем обычно, посмотреть по сторонам. А посмотрев, восхититься. Для начала тем, что именно этот сезон подарил всем нам целый ряд совершено блистательных побед. Елизаветы Туктамышевой – в финале "Гран-при" в декабрьской Барселоне и на чемпионате Европы в Стокгольме, причем при жесточайшей конкуренции со стороны гораздо более юной Елены Радионовой. Юко Кавагути и Александра Смирнова, не просто второй раз в своей карьере выигравших континентальное первенство, но показавших при этом совершенно невероятное по качеству исполнение уникального элемента – четверного выброса.
Именно в этом сезоне мы уже успели увидеть блистательные, пусть пока в основном тренировочные попытки тройного акселя в исполнении Туктамышевой и достаточно большое количество мужских программ, где наличие в произвольных постановках сразу трех прыжков в четыре оборота становится если не нормой, то вполне очевидной тенденцией. Говорить о снижении качества при столь высокой планке даже как-то неловко. Скорее, речь можно вести о том, что произошло стандартное: предвкушали одно, случилось другое. И нужно время, чтобы переварить увиденное.
Именно такое время у фигуристов образовывается в феврале и марте: почти два месяца перерыва дают возможность, во-первых, передохнуть и выйти на завершающий бой с новыми силами, а во-вторых, вывести содержательность своих программ на принципиально иной уровень. Все недоработки и слабые места постановок проявляются обычно у лидеров в ходе достаточно большого количества стартов первой половины сезона, просто там календарь составлен таким образом, что практически не предоставляет возможности для более или менее серьезной технической работы. Решать-то приходится совсем иные проблемы. А вот на исходе сезона, когда постановки накатаны, можно позволить себе многое: новые хореографические "фишечки", новые заходы на элементы, да и сами элементы – тоже. Не случайно же Алексей Мишин, рассказывая о том, как проходит подготовка к мировому первенству у его ученицы, достаточно уверенно озвучил намерение включить в программу Туктамышевой тройной аксель как раз в Шанхае.
Стратегически намерение совершенно оправданно. Применительно к нынешнему чемпионату мира очень хочется употребить термин автомобильных гонок "поул-позишн". Что означает битву за то, чтобы занять наиболее выигрышную позицию на главном старте четырехлетия, как бы абстрактно это ни звучало в ситуации, когда до Игр-2018 в Пхенчхане остается целых три года.
Но это, если считать календарно. По сути, до Игр осталось всего два сезона. Самое время, чтобы застолбить за собой все, что возможно.
Аксель Туктамышевой в этом отношении - явление знаковое. Прежде всего по той причине, что даже сейчас, на начальном этапе, отдельные попытки позволяют увидеть то, что при столь идеальной технике и прыжковой мощи Лиза чуть ли не единственная спортсменка в мире, потенциально способная исполнить каскад из тройного акселя и тройного тулупа. Если это действительно произойдет, то может стать в женском одиночном катании таким же инструментом морального "убийства" соперниц, каким в свое время стали легендарные, с каскадами из четверных прыжков, дуэли Алексея Ягудина и Евгения Плющенко.
Моральное "убийство", кстати, совершенно не подразумевает спешки. Вполне достаточно невзначай выполнять элемент на официальных тренировках, как, собственно, с некоторых пор практикуют Лиза и ее тренер. Последний раз это было проделано на открытом чемпионате Санкт-Петербурга, где Туктамышева включила аксель в короткую программу и блестяще с ним справилась.
Другой вопрос, что под удар сразу попала и основательно рассыпалась остальная часть программы. Возможно, это стало причиной того, что перед произвольным выступлением Лиза великолепно прыгнула на разминке тройной аксель-двойной тулуп, но на этом и остановилась: откатала программу в соревнованиях с прежним, из "доаксельной" жизни набором прыжков.
Все вышесказанное совершенно не означает, что путь Туктамышевой к победам отныне станет гладким и несуетливым: в том же Шанхае питерскую спортсменку ждет очередной, более чем серьезный бой. Но то, что Лиза сумела сделать качественный прорыв в ходе полноценного соревновательного сезона, – факт выдающегося порядка.
Четверной выброс Кавагути/Смирнова – другая история. Это элемент, который не столько дает фигуристам преимущество, сколько просто позволяет оставаться в кругу лидеров. В своем стремлении к предельной сложности Юко с Александром хоть и были одними из первых, но давно перестали быть единственными. А значит, сложность теряет могущество козыря в рукаве.
Победа Кавагути/Смирнова в Стокгольме, с одной стороны, в одночасье вернула фигуристов в элиту в глазах болельщиков и судей, но в то же самое время не стоит по поводу нее обольщаться. Если на женском льду в лице Туктамышевой и Радионовой мы в очередной раз получили шанс увидеть все лучшее, что есть в этом сезоне, то в парном катании текущее преимущество отнюдь не на стороне Старого Света. А это означает, что первой российской паре придется не только доказывать, что их победа в Швеции не была следствием случайного стечения обстоятельств, но еще и биться за три квоты на следующий сезон практически в одиночку: у двух других российских дуэтов пока еще нет для этого ни достаточного опыта, ни собственного лица, которое хотелось бы запомнить.
Впрочем, похожая задача стоит и перед канадцами Меган Дюамэль/Эриком Редфордом, сумевшими в этом сезоне выиграть четыре турнира, включая финал "Гран-при". Что до китайских пар, я бы сказала, что все три одинаково сильны, но и одинаково нестабильны. Хотя сам факт присутствия на мировом первенстве сразу пяти дуэтов с приблизительно равной, очень высокой сложностью программ и диапазоном оценок гарантирует крайне захватывающее зрелище.
Неожиданно мощный прогресс, который продемонстрировали в первой половине сезона в танцах на льду Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, заставил меня вспомнить абсурдную, но совершенно реальную историю, случившуюся пару десятков лет назад в Катаре, куда был приглашен работать российский тренер по плаванию. Как-то его вызвали на совет федерации, состоявший сплошь из первых лиц страны – местных шейхов и нефтяных магнатов, и сурово сказали, что работа уважаемого специалиста начинает вызывать у присутствующих серьезное беспокойство. Потому как за первые полгода пловцы сборной в среднем сбросили со своих личных рекордов по 12 секунд, за вторые полгода – еще по четыре, а в последующие шесть месяцев – только по полторы.
"Так ведь если бы они продолжали сбрасывать по 12 секунд, то уже сейчас плыли бы быстрее всех существующих мировых рекордов. Вы понимаете, что так не бывает?" – ошарашенно отреагировал тренер. И услышал в ответ: "Почему не бывает? Нас бы это устроило..."
Если бы Ильиных и Жиганшин за оставшееся до Игр в Пхенчхане время продолжали бы прогрессировать с начальной скоростью, это, думаю, устроило бы всех российских поклонников фигурного катания. Но давно известно: чем ближе спортсмены подбираются к вершине, тем с большим трудом им дается каждый шаг. Ошибка российских танцоров, лишившая их совершенно реальной медали на чемпионате Европы, послужило в этом плане холодным душем и выглядело скорее закономерным, нежели случайным, однако это не выбило из седла ни спортсменов, ни их тренеров. Комментируя степень готовности подопечных к мировому первенству, Светлана Алексеева заметила, что как раз благодаря образовавшейся соревновательной паузе удалось еще чуточку продвинуться вперед: обновить некоторые связки, поработать над поддержками, сделать произвольную программу более зрелищной и "катабельной".
Понятно, что Ильиных и Жиганшину придется в Шанхае непросто. Главная проблема не бог весть какого опытного пока дуэта заключается в том, что Лена и Руслан не могут позволить себе кататься "на автомате" – выработанных до автоматизма навыков пока еще слишком мало. А значит, максимально концентрироваться приходится на каждом, даже не самом сложном с точки зрения техники элементе.
Собственно, ошибка в поддержке в произвольном танце в Стокгольме была обусловлено прежде всего тем, что как раз этот злополучный элемент доставлял на тренировках меньше всего хлопот. Вот концентрация и притупилась. Как водится – в самый неподходящий момент.
Вопрос, сумеют ли танцоры вернуть себе утраченный в Стокгольме статус сильнейшей российской пары, тоже остается открытым: бронзовых призеров европейского первенства Александру Степанову/Ивана Букина в Шанхае ожидает дебют, но никаких скидок на неопытность там не будет – сами спортсмены прекрасно это понимают.
А вот пытаться спрогнозировать интригу мужских соревнований я бы даже не бралась. Не потому, что при достаточно равном соотношении сил она непредсказуема по определению, а исключительно в целях сохранения нервных клеток: мы так часто ждали от российских спортсменов невероятного, так азартно нагружали их собственными иллюзиями, что хочется уже не мечтать, а просто увидеть уверенное, красивое и достойное катание. Как в исполнении Сергея Воронова, так и Максима Ковтуна.
А если такое катание станет еще и безошибочным, оба российских одиночника просто обязаны оказаться на пьедестале.
РАСПИСАНИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА
25 МАРТА |
4.30. Танцы. Короткий танец |
13.00. Пары. Короткая программа |
26 МАРТА |
5.30. Женщины. Короткая программа |
15.00. Пары. Финал |
27 МАРТА |
5.30. Танцы. Финал |
11.15. Мужчины. Короткая программа |
28 МАРТА |
5.30. женщины. финал |
12.45. Мужчины. Финал |
Время начала соревнований – московское.
Состав сборной России. Мужчины. Ковтун, Воронов. Женщины. Туктамышева, Радионова, Погорилая. Пары. Кавагути/Смирнов, Тарасова/Морозов, Астахова/Рогонов. Танцы. Степанова/Букин, Ильиных/Жиганшин, Монько/Халявин.