Пистолетик, который не выстрелил
СЕРИЯ "ГРАН-ПРИ". SKATE AMERICA
Героями первых двух финалов американского этапа чемпионской серии стали японец Тацуки Мачида, выигравший мужской турнир с преимуществом в 35 баллов, и американская танцевальная пара Мэдисон Чок/Эван Бейтс, впервые в своей карьере победившая на этапе "Гран-при". Российские танцоры Александра Степанова и Иван Букин стали третьими.
В самом начале нынешнего сезона на турнире в немецком Оберстдорфе был проведен эксперимент: соревнования оценивало большее количество арбитров, нежели обычно, причем в обязанности каждому вменялось начислять баллы не за программу целиком, а лишь за определенную ее часть.
По замыслу тех, кто придумал и воплотил в жизнь эту идею (пускай и в тестовом режиме), такой подход должен был сделать судейство более объективным. Однако новшество имело и обратную сторону. Оно в каком-то смысле стало признанием того, что постоянно ужесточающиеся правила довели фигурное катание до состояния, когда сторонний наблюдатель начинает терять способность в одиночку дать оценку увиденному. Неважно, какую именно часть катания он оценивает - техническую или творческую.
Тогда же в начале сезона у меня возник созвучный с этой темой спор с Татьяной Тарасовой. Выдающийся российский тренер с негодованием отнеслась к моему достаточно сдержанному мнению о новых программах Степановой и Букина - начала перечислять технические преимущества и находки, которые, по ее мнению, должны были обязательно поставить юных танцоров в ряды лидеров сезона.
Старт в Америке, к сожалению, показал, что эти находки не оценили и судьи.
За один из уникальных элементов своей программы - твиззлы в положении "пистолетик" - Саша и Иван получили первый уровень сложности, и по сумме двух выступлений потеряли на нем как минимум семь баллов. Это было по-настоящему обидно: элемент был вставлен в обе программы как раз с тем расчетом, чтобы получить за него четвертый уровень сложности. А кроме того, спортсмены, первыми показывающие ту или иную запоминающуюся и сложную новинку, всегда вызывают особенную симпатию. Тем более что выступлению предшествовал еще один момент: на заключительной тренировке партнерша на полном ходу въехала в борт, не сумев приспособиться к более мелким размерам американского катка, сильно травмировала колено, но не посчитала это поводом отказаться от выступления.
Почему же элемент дважды не был достойно оценен? Тут-то мы и упираемся в специфику в очередной раз изменившихся правил, не позволяющую толком понять (если ты - не судья), что происходит на льду.
Поводов для снижения уровня могло быть сразу несколько. Например, если судьи усмотрели, что кто-то из партнеров в процессе вращения коснулся льда пяткой свободной ноги. Или если само вращение началось до того, как угол между бедром и голенью опорной ноги достиг 90 градусов. Или если в процессе исполнения элемента вращение по какой-то причине застопорилось.
Ну и так далее. Танцоры же, как следствие, изначально потеряли и без того невеликий шанс сражаться за место выше третьего.
Подозреваю, кстати, что оценки, полученные Степановой и Букиным за прекрасный произвольный танец, не стали выше по той причине, что уже по итогам "короткого" пасодобля в протоколах произошло четкое разделение на двух пар-лидеров и остальных. А с "остальными"-то к чему цацкаться?
В мужском турнире дебютант взрослой серии "Гран-при" Адьян Питкеев стал шестым, а бронзовый призер чемпионата мира-2011 Артур Гачинский занял лишь девятое место.
Выступление юного подопечного Этери Тутберидзе можно занести в категорию достижений уже потому, что Питкеев дважды - в короткой и произвольной программах - рискнул попробовать четверной прыжок. Показал неплохие постановки, трижды безошибочно выполнил тройной аксель, да и в целом было видно, что дебютант вполне неплохо справляется с нервами. А это, впервые оказавшись в мужской компании, удается не каждому.
А вот для Гачинского выступление стало провальным во всех смыслах. В произвольной программе ему удались всего три прыжковых элемента из восьми, причем в четырех случаях случились даже не падения, а то, что принято именовать "бабочками".
Соответственно и у постановок, которые на предсезонных прокатах были отмечены как удачные, не могло быть при таком катании ни одного шанса "заиграть".
Можно, конечно, сказать, что "первый блин" - не повод делать выводы: возвращаться на серьезный уровень после столь долгого перерыва всегда сложно. Но если рассуждать стратегическими категориями, приходится с сожалением констатировать: выступление, которое могло бы дать спортсмену шанс восстановить свое реноме в глазах арбитров, в Чикаго не состоялось.
Серия "Гран-При". Skate America. Мужчины. 1. Мачида (Япония) - 269,09. 2. Браун (США) - 234,17. 3. Нгуен (Канада) - 232,24... 6. ПИТКЕЕВ - 212,07... 9. ГАЧИНСКИЙ - 200,13.
Танцы. 1. Чок/Бейтс (США) - 171,03. 2. Шибутани/Шибутани (США) - 160,33. 3. СТЕПАНОВА/БУКИН - 143,87.