Илья Авербух: хозяин праздника
СВОЯ КОЛОНКА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Десять с небольшим лет назад мы сидели с Ильей Авербухом в одном московском кафе, и он рассказывал о том, что когда-нибудь создаст лучшее в мире шоу. Хотя рассказывал, собственно, не совсем об этом. Скорее выговаривался вслух.
О том, как бывает унизительно обивать пороги и просить денег у спонсоров, а не просить нельзя – потому что в одиночку на первых порах такой проект просто не потянуть. Пытались-то многие, причем куда более титулованные. И все остались по уши в долгах. Это в лучшем случае. В худшем – продавали свои квартиры, чтобы расплатиться с кредиторами. Поэтому-то ни одно из затевавшихся в России шоу так и не встало на рельсы. Наиболее долго продержался двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев, но и для него в итоге это начинание обернулось продажей жилья.
Насколько сильно Илья мечтает об этом проекте, я поняла по единственной фразе, которую фигурист произнес, уже когда мы прощались. Неожиданно севшим голосом он сказал: "Знаете, ради того, чтобы у меня получилось, я готов абсолютно на все".
О том, что у него "все получилось", можно было, наверное, говорить и раньше. Например, когда всю страну в одночасье захватил ледовый проект с участием звезд первой величины. Или после премьеры первого полнометражного спектакля "Огни большого города". Но никогда раньше это не было так очевидно, как в минувшее воскресенье, когда в Лужниках прошло юбилейное авербуховское шоу.
Не думаю, что ошибусь, если напишу, что именно об этом когда-то мечтал Илья. Шоу, от которого невозможно оторваться даже много чего видевшим профессионалам и в котором нет ни грамма халтуры. Зато полно звезд.
Дело даже не в том, какое количество олимпийских чемпионов и чемпионов мира удается собирать Авербуху в рамках своих программ. А в том, что именно он этим звездам предлагает. В роскошную картину юбилейного спектакля, обрамленную битком забитыми трибунами, Илье удалось вписать все совместимые со льдом жанры, но при этом не допустить ни хаоса, ни безвкусицы. Ни одного "пустого" момента, ни одного лишнего звена, прекрасная акустика и множество деталей, позволяющих почувствовать, сколь высок профессиональный уровень тех, кто остается за кадром. Все это создало совершенно уникальный антураж. Атмосферу, в которой хочется находиться зрителям, хочется выступать спортсменам и в которую и тем и другим хочется обязательно вернуться хотя бы еще раз. Потому что все – настоящее.
Если я назову шоу Авербуха мерилом профессионального успеха для фигуристов, в этом не будет ни капли преувеличения. Наверное, совершенно не случайно именно у Ильи вот уже который год с удовольствием катают свои лучшие показательные программы два наиболее ярких одиночника планеты – Стефан Ламбьель и Алексей Ягудин.
Авербух-постановщик – отдельная тема. Две программы, поставленные им в этом сезоне для Юлии Липницкой, произвели в мире фурор. Вполне допускаю, что это было всего лишь точным попаданием в цель – счастливым стечением обстоятельств, творческим озарением. Дело в другом.
Этими программами Илья опроверг достаточно распространенную в фигурнокатательных кругах точку зрения, что рамки новых правил совершенно лишают фигуриста творческого пространства, вынуждая его думать только об элементах, а значит – становиться как все. На своем первом взрослом чемпионате Европы, который Липницкая закончила с золотой медалью, да и потом, на Играх в Сочи, Юля показала одну из сложнейших в техническом плане произвольных программ. Невероятные вращения, уникальные каскады прыжков. Мир же, вслед за Европой, запомнил совсем не это. А маленькую девочку в красном пальто. Пронзительный образ, созданный постановщиком.
Сам Авербух, к слову, в свое время ушел из любительского спорта как раз потому, что почувствовал себя в рамках новых правил слишком неуютно. Зато сейчас эти рамки всего лишь делают творческую задачу более интересной.
Рискну сказать, что такие постановщики сейчас очень нужны российскому фигурному катанию. Чтобы удержать тот интерес, что был многократно подогрет триумфальными выступлениями наших фигуристов в Сочи. Чтобы люди не просто продолжали приводить детей на катки, но хотели видеть в них чемпионов. Чтобы сами дети мечтали об олимпийских медалях. Или о том, чтобы когда-нибудь выйти на лед в завораживающем антураже чемпионского шоу.
Хотя по большому счету это одно и то же.