3 ноября 2012, 18:34

Тамара Москвина: "Причины ошибок судей не интересуют"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ГРАН-ПРИ

Разговор с Тамарой Москвиной, ученики которой, чемпионы Европы-2010 Юко Кавагути и Александр Смирнов открыли сезон выступлением на третьем этапе "Гран при" в Шанхае, состоялся в первый день турнира, когда участники проводили официальные тренировки. Москвина по обыкновению выглядела предельно сосредоточенной.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Шанхая

- Тамара Николаевна, вы наверняка смотрели выступления спортивных пар на двух предыдущих этапах "Гран-при"...

- Смотрела, но весьма выборочно.

- А кто вас интересовал, помимо Татьяны Волосожар/Максима Транькова и четырехкратных чемпионов мира Алены Савченко/Робина Шелковы?

- Любопытно было увидеть, как катаются канадская и американская пары – да вообще все, кто выступал в сильнейших разминках.

- И каковы впечатления?

- Все очень сильно прибавляют и в плане сложности элементов, и в хореографии, и в постановках.

- Вы действительно считаете канадцев и американцев серьезными соперниками для своих фигуристов?

- А почему я должна считать иначе? Те же Кирстен Мур-Тауэрс и Дилан Москович, знаю, исполняют параллельный тройной сальхов, комбинацию из двух тройных тулупов, делают все выбросы во второй половине программы, получая за это надбавки, то есть стараются изыскать любую возможность для того, чтобы получить как можно более высокие баллы. Вплоть до того, чтобы поставить во вторую часть программы шесть элементов. Это пока делают лишь Савченко/Шелковы, и Волосожар/Траньков.

Второй момент – уровни сложности. Все стремятся к тому, чтобы элементы оценивались наиболее высоким уровнем – четвертым. Еще один из приемов зарабатывания баллов – делать все элементы на "плюс". Например, в поддержке четвертого уровня сложности должны быть смена позиций, сложный заход, выход и так далее. А вот если в этой поддержке ты дополнительно сделал какую-то "фишечку" - либо сверхсложную позицию, либо интересный выезд – за это судья плюсует к стоимости самой поддержке дополнительные баллы. Так называемое GOE – надбавка за качество элемента.

- Кто из пар-соперников произвел на вас наиболее сильное впечатление в этом сезоне?

- Прежде всего Волосожар и Траньков. Хотя на свой лучший уровень они еще не вышли – катают программы нестабильно. Но сейчас, в начале сезона, еще никто не катается стабильно. Вообще не припомню ни одной пары, которая в начале сезона каталась бы без ошибок. Немцы тоже выглядят неплохо. Хотя какой-то особенной оригинальности в их программах я не увидела.

- А как же креативные костюмы?

- Костюмы не оценивают. Хотя снять могут. Тем более, что у Савченко и Шелковы они сделаны с нарушением правил – партнеру не позволяется кататься в лосинах.

- А что скажете о китайцах Цинь Пан/Цзян Тун?

- Они мне понравились уже на первом этапе, несмотря на то, что допускали ошибки. Я увидела и неплохую скорость, и плавность движений. Прибавилось слитности скольжения, взаимодействия. Четкость прыжков немного ушла – говорят, что из-за травмы - но судьи ведь не оценивают причины ошибок? Мне вообще не очень нравится, когда после не очень удачного по качеству выступления, как, например, было у тех же Савченко/Шелковы в Канаде, спортсмены начинают говорить о причинах, помешавших показать высокий результат. Вышел на лед – катайся. Никого не волнует, был ли ты травмирован, простужен или что-то еще. По этой же причине я сама не люблю оправдываться, когда неважно катаются мои спортсмены. Либо сиди дома, либо не жалуйся.

- В свое время вы с Кавагути и Смирновым затратили много времени и сил на то, чтобы выучить выброс в четыре оборота. Сейчас этот элемент не делает никто, в том числе и ваши фигуристы. Получается, запредельная сложность не оправдывает себя?

- Это относительно. Алена Савченко показала в прошлом сезоне и продолжает делать сейчас выброс тройной аксель, а это ничуть не менее сложный элемент. Вроде бы вращений на пол-оборота меньше, но прыжки и выбросы "аксель" очень специфичны: спортсмен во время вращения как бы "вываливается" наружу и падения из таких положений крайне болезненны и травмоопасны. Вторая сложность заключается в том, что когда тройной аксель прыгает одиночник, он отталкивается со своих ног и может в какой-то степени корректировать положение тела в воздухе, изменяя угол отталкивания. Если же отталкивание получается не совсем правильным в парных выбросах, ошибка многократно усиливается инерцией, которую придает партнерше мужчина, выбрасывая ее во вращение. В общем, получается слишком много слагаемых, чтобы контролировать весь процесс и гарантировать удачное исполнение.

- Знаю, в паре трехкратных чемпионов мира среди юниоров  Вэнцзинь Сюй/Цун Хань партнерша травмировалась как раз при попытках исполнять выброс в четыре оборота.

- Девочки в парном катании вообще более подвержены риску травм. Все-таки им, в отличие от партнеров, приходится не только прыгать, но приземляться после амплитудных пролетов на выбросах, делать очень сложную акробатику в поддержках. Что касается китайцев, осведомленные люди мне сообщили, что у девочки сильное воспаление костной ткани, так что кататься она не будет как минимум полгода. Видимо, она делала много сложных выбросов в то время, когда организм активно рос. Вот ослабленные кости и не выдержали. Тяжелая травма и  у японцев Такахаши/Тран: партнерша заработала вывих плеча – ту же самую травму, что несколько лет назад была у Кавагути. Жаль. Эта пара мне всегда нравилась.

Вообще нам следовало бы говорить о красоте фигурного катания, о каких-то новых находках, а не о травмах. Но о находках особо говорить не приходится. Для того, чтобы показать элемент определенного уровня сложности, нужно выполнить целый ряд требований. И на оригинальные находки просто не остается времени. Более того, такая находка может оказаться либо лишней, и тогда оценка будет снижена, либо ее вообще никак не оценят. Вот и кажется, что все программы одинаковы – все фигуристы делают одни и те же элементы.

- Вас, как тренера, это раздражает?

- Я отношусь к этому с позиции c’est la vie. Куда денешься? С другой стороны, все равно хочется придумывать что-то новое.

- Что вы, кстати, скажете о новых китайских парах, две из которых дебютируют в сборной на этапе "Гран-при" в Шанхае?

- Пока их не видела, но уверена, что в их исполнении мы увидим характерный для Китая стандартно высокий уровень сложных элементов.

- Я бы сказала, что для этой страны достаточно нехарактерно выставить на крупных соревнованиях сразу двух дебютантов. Все-таки последние восемь лет за Китай выступали одни и те же спортсмены.

- Ну, у них просто сложилось так, что партнерша Хао Чжана перестала кататься, ему нашли новую. Вторая пара пока совсем юниорская. Должна сказать, что юниорских пар в Китае достаточно много. Для развития парного катания это очень важно: сразу появляется широкая возможность "тасовать" партнеров по мере их взросления, создавая таким образом более сильные пары. 

- На протяжении многих лет Кавагути и Смирнов были сильнейшей парой из всех российских. Сейчас в лице Татьяны Волосожар и Максима Транькова появились объективно более мощные и постоянно прогрессирующие лидеры. Это стимулирует ваших учеников, или "придавливает" их?

- Мы ведь соревновались не столько с российскими парами, сколько смотрели вперед. На тех, кто выступает на чемпионатах мира, на Олимпиаде. А там соперников всегда хватало и спереди, и сзади. Точно так же мы смотрим вперед и сейчас.

- Насколько принципиален для вас вопрос, попадут Кавагути и Смирнов в финал "Гран-при", или нет?

- Финал "Гран-при"  - это элита, сливки фигурного катания. Конечно же мне хотелось бы, чтобы мои ученики были в этой компании.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости