Странные танцы
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Итоговый результат европейского танцевального турнира с российскими танцорами на "серебряной" и "бронзовой" ступенях пьедестала невольно напомнил забытый анекдот про фальшивые елочные игрушки: вроде бы и стекло настоящее, и раскрашены хорошо, и блесток хватает. Да только радости от них – никакой...
Я утрирую, конечно. Танцевальный финал был хорош уже тем, что впервые в этом сезоне все наконец увидели, насколько потрясающими могут быть Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Впервые их "Аве, Мария" была исполнена так, как задумывалась постановщиком – Николаем Морозовым. Впервые не хотелось придираться абсолютно ни к чему. И, к сожалению, далеко не впервые хотелось закричать от отчаяния: "Ребята, ну а в коротком-то танце вы о чем думали? Почему не исполнили его столь же самозабвенно? Глядишь – и результат получился бы иным..."
Прекрасное финальное выступление самой юной российской пары в Шеффилде теоретически было способно оправдать все те недоработки и неважную физическую форму, за которую Ильиных и Кацалапова критиковали на протяжении сезона все, кому не лень. С другой стороны, хочется задуматься: если бы Лена и Никита начали сезон более убедительно, если бы (как и планировалось поначалу) сумели отобраться в финал "Гран-при" и достойно там выступить, разве их вторая оценка в Шеффилде не оказалась бы выше? Оказалась бы наверняка. И вот в этом случае дуэт имел бы совершенно реальную возможность бороться не за попадание на пьедестал, а за победу.
Выступление уже двукратных вице-чемпионов Европы Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева не вызвало, к сожалению, и половины подобных эмоций. У меня есть этому свое объяснение, с которым, безусловно, можно не соглашаться. Именно в лице Ильиных и Кацалапова не только Россия, но и Европа уже не первый год видит танцоров, способных бросить вызов гегемонии американских и канадских пар Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой.
Логики в этом на первый взгляд мало: кто, как не первая пара страны должна нести на себе груз подобных надежд? Но – не несут. Более того, чемпионат Европы в очередной раз подтвердил, что сам стиль катания официально сильнейшего российского дуэта совершенно неликвиден даже в том случае, когда за сложность фигуристы получают максимальные уровни, показывают филигранную технику и выкатывают постановку без ошибок.
Первая пара – это своеобразный крест. Потому что кроме сложности и мастерства подразумевает умение в нужный момент прыгнуть выше головы. К сожалению, у вице-чемпионов этого не получилось. Причем не в первый раз.
Зато получилось у других. У Екатерины Рязановой и Ильи Ткаченко. И в коротком, и в произвольном танцах подопечные Алексея Горшкова продемонстрировали поистине феноменальное умение собраться и выдать максимум в нужное время и нужном месте. Но в тот самый момент, когда все самое сложное осталось, казалось бы, позади, Катя с Ильей получили оплеуху – пятое место.
Причина столь необъяснимого результата крылась во второй оценке. По первой – технической - Рязанова и Ткаченко имели третью сумму баллов. А вот компонентами арбитры "убрали" их слишком далеко. И откровенно несправедливо, кстати. Но того требовали неписаные законы вида спорта: разве можно допустить, чтобы третья пара страны на глазах изумленных зрителей в прямом эфире сменила первую?
Но о чем это я? Если бы оценки за компоненты выставляли по справедливости, а не по "понятиям", это могло бы привести к еще более недопустимым (с точки зрения танцевально-административного бомонда) последствиям. Например, к тому, что в первую пятерку Европы вошли бы "азербайджанцы" Юлия Злобина и Алексей Ситников. Дебютанты чемпионата не просто показали одну из лучших произвольных постановок (уважительный реверанс Александру Жулину и Олегу Волкову), но, что важнее – блистательно с ней справились. Ничего удивительного в этом не было: до перехода к Жулину фигуристы много лет тренировались у Елены Кустаровой в компании очень сильных пар и Бобровой/Соловьева в том числе. Технической оценкой, кстати, Злобина/Ситников проиграли вице-чемпионам Европы всего 0,71. Зато компонентами – почти десять баллов. При том, что с точки зрения хореографии и интерпретации образа их танец был безупречен. Как говорится, гражданство подкачало...
Впрочем, своего пара добилась: вошла в первую десятку, в связи с чем Азербайджан теперь имеет право привезти на следующий чемпионат Европы две танцевальные пары. С большой уверенностью можно предположить, что второй дуэт точно так же будет иметь в "анамнезе" гражданство России.
О чемпионах – отдельно. Натали Пешала и Фабьен Бурза отстояли свой прошлогодний титул уже под руководством новых тренеров – Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго. Замечательному творческому дуэту удалось самое сложное: убедить спортсменов в том, что их жизнь на льду вовсе не закончена, как были склонны считать Натали и Фабьен, уходя год назад от Александра Жулина. Тот уход получился вынужденным, оттого и нанес фигуристам сильную психологическую травму. Сейчас же, как мне кажется, мысли о том, чтобы завершить карьеру, сильно ушли на второй план, хотя для того, чтобы "уйти красиво", вряд ли можно придумать более подходящий момент. Ведь вполне возможен вариант, не раз случавшийся в танцах: когда не ушедших вовремя чемпионов через год обходят сразу несколько пар.
Так что можно начинать гадать уже сейчас, кто именно будет способен это сделать.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Шеффилд (Великобритания). Чемпионат Европы. Танцы. Произвольный танец. 1. Пешала/Бурза (Франция) - 99,29. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ (Россия) - 95,17. 3. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ (Россия) - 93,63. 4. Каппеллини/Ланотте (Италия) - 93,47. 5. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО (Россия) - 90,88. 6. Кумс/Бакленд (Великобритания) - 85,53. Итог. 1. Пешала/Бурза - 164,18. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 160,23. 3. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 153,12. 4. Каппеллини/Ланотте - 153,09. 5. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО - 152,22. 6. Кумс/Бакленд - 145,31.