29 апреля 2011, 11:48

Такахико Кодзука: застенчивый артист

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Лучше всего об ученике может рассказать его тренер. Японский фигурист Такахико Кодзука приехал на ЧМ-2011 в Москву в статусе действующего чемпиона своей страны. И стал автором одной из самых громких сенсаций: завоевал серебряную медаль в мужском одиночном катании. Обладательница золотой медали мирового первенства-1994 Юка Сато приехала в Москву со своей собственной подопечной, чемпионкой США Алисой Чизни. Но к успеху Кодзуки - ученика своего отца, выдающегося японского тренера Нобуо Сато - она имеет самое непосредственное отношение: уже много лет занимается хореографическим образованием этого фигуриста.

- Я начала работать с Такахико, когда ему было лет 14-15, - рассказала Юка Сато. - Он был очень застенчив. Такой типичный мальчишка: ему бы поиграть на улице, в мяч, в футбол. Танцевать на глазах у всех? Это стыдно. Абсолютно не для него. Вот таким он был.

- Тогда зачем он выбрал фигурное катание?

- Ему очень нравится кататься, но выступать на публике он долгое время стеснялся. Я водила его ко многим хореографам, учителям танцев. Но не заставляла делать что-то, к чему он не был готов. Старалась выбирать менее традиционную музыку, чтобы сделать катание более индивидуальным. Мне кажется, Кодзуке, скорее, подходит образ спортивного, классного парня, а не балетного танцора. Я хотела, чтобы он понял: катаясь в таком стиле тоже можно добиться высокого результата.

Однажды мы обратились за помощью к Сандре Безик (бывшая канадская фигуристка, хореограф и телевизионный комментатор. – Прим. "СЭ"). По моему мнению, она является одним из лучших хореографов в мире. Умеет заставить людей поверить в себя и понять, кто они есть на самом деле.

Сандра сказала Таке именно те слова, которые ему необходимо было услышать: что у него потрясающее качество катания, очень хорошая "реберность". Что он может быть выдающимся артистом при помощи собственных ног и лезвий конька. Именно тогда, думаю, Така понял, что необязательно изображать что-то сложное руками и что хорошего исполнителя делает не яркий костюм.

Мне кажется, мы на верном пути. Наконец-то Кодзука становится более уверенным в себе. Я бы хотела, чтобы он научился лучше общаться с публикой - мы сейчас работаем над этим. Ему до сих пор сложно "работать лицом", но я чувствую, что с каждым разом он становится все лучше.

- Программы Такахико этого сезона были поставлены разными хореографами. Это была ваша идея?

Да. Как бы я ни любила ставить для него программы самостоятельно, Таке необходимо общаться с разными людьми. Он очень доверяет моему выбору. Мы работали, кстати, не только с хореографами из мира фигурного катания. Например, для короткой программы я пригласила бывшего танцора и замечательного хореографа Роберто Кампанеллу. Именно он когда-то поставил для Курта Браунинга его знаменитую программу "Nyah".

А произвольная программа была поставлена Мариной Зуевой. Така уже работал с ней раньше, она была самым первым хореографом, которого я привела к нему.  

- Учитывая, что Такахико считает своим кумиром Курта Браунинга, думаю, для него было исполнением мечты поставить у этого фигуриста показательный номер?

- Вы себе даже не представляете насколько. Первый раз, когда мы обращались к Курту, тот был очень занят, и из нашей затеи ничего не вышло. А в этот раз получилось. Причем Курт действительно проявил заинтересованность в работе с Кодзукой. Мне всегда казалось, что их стили на льду очень схожи. В каком-то смысле я даже рада, что совместная работа получилась только сейчас, когда катание Такахико стало более зрелым. Така очень ценил каждую минуту, проведенную с Куртом на льду.

* * *

Сам Кодзука тоже с удовольствием согласился ответить на вопросы журналиста.

- С некоторых пор японская пресса не дает вам проходу. Вы уже успели привыкнуть к своей популярности?

- Не могу сказать, что привык. Но всегда очень приятно, когда поклонники и все те, кто меня поддерживают, подходят и поздравляют с удачным прокатом.

- Что вы назвали бы своей сильной стороной в фигурном катании?

- Умение владеть коньком. Также я всегда стараюсь от начала до самого конца сохранить в программе динамику.

- А над чем нужно еще поработать?

- Думаю, над эмоциями, над выражением лица. В этом сезоне я стал особенно обращать на это внимание, даже тренируюсь перед зеркалом и думаю, что у меня получается.  

- Что для вас самое тяжелое в вашем виде спорта?

- Поначалу очень сложным было продолжать работать, когда уже устал и нет сил. Но это уже в прошлом. С тех пор как я катаюсь в одной группе с Мао Асадой (с этого сезона двукратная чемпионка мира работает с Нобуо Сато. – Прим. "СЭ") и вижу, как много она тренируется, это повышает и мою мотивацию, заставляет трудиться еще больше. Я теперь хорошо понимаю, что хорошие результаты требуют прежде всего очень большого труда.

- На публике вы производите впечатление очень спокойного, сдержанного человека. Случалось ли вам демонстрировать сильные эмоции, громко смеяться или плакать?  

- Да, конечно. Особенно много я плакал, когда был помладше и катался в юниорах. Хотя и на взрослых соревнованиях бывало. Например, когда не получалось хорошо откатать программу на соревнованиях, когда я не попадал в сборную Японии. Мне трудно удерживаться от эмоций, когда не удается что-то такое, в чем я был уверен. Когда все хорошо, я много смеюсь. Люблю петь в караоке и громко кричу в таких случаях.

- Как получилось, что для своего показательного номера, поставленного вам четырехкратным чемпионом мира Куртом Браунингом, вы выбрали музыку из американского сериала "Glee"? Видели его в Японии?

- Не видел этот сериал до того, как мы выбрали музыку. Мне просто предложили несколько музыкальных отрывков, и мне больше понравился тот, который был из "Glee". А уже после того, как музыка была выбрана, я решил купить диски и посмотреть сериал полностью.

- Тема вашего диплома в университете связана со сравнительным анализом техники прыжка на земле и на льду. Влияет ли это каким-либо образом на ваши результаты в соревнованиях и на ваши собственные прыжки?

- Думаю, что нет. Хочу, тем не менее, продолжить заниматься этой темой в следующем году. Моей первостепенной задачей было исключить вещи, которые не помогают прыгать. Работа основана на исследованиях, которые я проводил самостоятельно. Например, опрашивал других спортсменов во время тренировочных лагерей. Если в дальнейшем у меня получится вывести интересные результаты, придется, видимо, поделиться ими с последующими поколениями фигуристов. 

Реут ГОЛИНСКИ

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости