Яна Хохлова и Федор Андреев: "Главное, чтобы нас запомнили болельщики"
На прошлой неделе в итальянском альпийском городке Курмайор прошел международный турнир Mont Blanc Trophy, где в состязаниях танцоров приняли участие Яна Хохлова и Федор Андреев. После завершения соревнований фигуристы поделились с корреспондентом "СЭ" впечатлениями о своем первом совместном сезоне.
В Курмайоре Хохлова и Андреев заняли второе место, уступив итальянскому дуэту Анна Каппеллини/Лука Ланотте. И хотя Яна допустила ошибки в сериях твиззлов в обеих программах, прокаты россиян произвели самое благоприятное впечатление на судей и специалистов. Да и сами ребята выглядели вполне довольными собой.
- В интервью для "СЭ" в мае прошлого года вы говорили, что по окончании первого совместного сезона будете определяться, стоит ли продолжать работу в дальнейшем. Турниром в Курмайоре ваш сезон завершился. Увидим ли мы пару Хохлова/Андреев в следующем году?
Хохлова: - Безусловно. За то короткое время, что мы катаемся вместе, нам многое удалось. Мы "прикатались" друг к другу, и если прогресс продолжится теми же темпами и в следующем сезоне, то проект можно будет считать состоявшимся.
- Все ли ваши планы на сезон удалось реализовать?
Хохлова: - Думаю, процентов на 70-80. Когда анализируешь прошедшие месяцы, сложно удержаться от оборота "если бы". Если бы мы раньше начали тренироваться вместе, если бы чуть меньше ошибались на соревнованиях... Но это неправильный подход. Как сложилось - так сложилось, и любой опыт бесценен.
Андреев: - А я удовлетворен почти на сто процентов. Честно говоря, прошлым летом мне не верилось, что мы сможем достичь той скатанности, которая есть сейчас. Конечно, бывали дни, когда ничего не получалось и возникали предательские мысли: "Зачем тебе все это нужно? Брось и займись чем-нибудь другим". Но стоило преодолеть себя, прогнать эти мысли и продолжить работу, как тут же сложный элемент или связка начинали получаться. Главное, что мы не злимся, а, наоборот, поддерживаем друг друга.
- То есть друг с другом вам комфортно?
Андреев: - Очень. Причем взаимопонимание возникло сразу. Нам нравится вместе и кататься, и общаться вне льда. Мы - люди несложные в общении, неконфликтные, поэтому если какое-то недопонимание порою и возникает, то исчезает моментально.
ЗАЧЕМ ОТВЕЧАТЬ СКЕПТИКАМ?
- Федор, мне приходилось сталкиваться с людьми, которым претит сама мысль, что за несколько месяцев и даже лет можно переквалифицироваться из одиночника в танцора. Точнее, в танцора высококлассного, способного вместе с партнершей претендовать на высокие места на крупнейших соревнованиях. Они считают, что это невозможно в принципе и что ваш с Яной танцевальный дуэт вообще не имеет права на существование. Вам есть что ответить этим людям?
Андреев: - А зачем им отвечать? Этим так называемым знатокам словами все равно ничего не докажешь. Правда, им и катание-то наше не важно, они все равно будут талдычить то же самое. На самом деле я чувствую себя в танцах комфортно, вижу и свой личный, и наш общий прогресс. К тому же людей, являющихся специалистами в настоящем смысле слова, которые поддерживают и верят в нас, гораздо больше.
Хохлова: - Главное в спорте и в жизни - верить в себя и поменьше обращать внимание на "доброжелателей". Да, нам непросто, но при этом жутко интересно. Мы окончательно поверили в себя после чемпионата России в Саранске, когда вдруг все стало сходиться, как паззл.
Андреев: - Да, именно после Саранска у нас появилось ощущение катания, свободы, да и тренерам стало заметно интереснее с нами работать.
- Я правильно понимаю, что отобраться на чемпионат Европы в Берне вам было нереально?
Андреев: - Почти нет. Пары, которым мы проиграли на чемпионате страны, катаются вместе уже достаточно давно, и именно в танцах. Считаю, даже хорошо, что мы не отобрались на чемпионаты Европы и мира - в этом сезоне нам появляться там было бы рановато. Лучше набраться опыта и попасть туда более подготовленными, чтобы сразу бороться за более высокие места.
- Яна, что случилось с вашими твиззлами? Почему они вдруг перестали получаться на соревнованиях?
Хохлова: - Если бы я знала ответ, то и проблем с ними не возникало бы. Возможно, причина в том, что после чемпионата России мы изменили заход и направление твиззлов, но ведь я в танцах уже много лет, и мне было бы стыдно объяснять эти срывы недостатком техники. Тем более что Федор делает твиззлы все лучше и лучше. Возможно, это какие-то психологические нюансы из-за недостатка соревновательной практики в нынешнем сезоне.
Андреев: - В бытность одиночником у меня порою возникали проблемы с тем или иным прыжком. Например, в один из сезонов совсем "потерялся" тройной сальхов - при том что более сложные аксель и лутц удавались без проблем. Нужно заставить себя не бояться того или иного элемента, выкинуть его из головы, и все наладится. Мы тысячу раз повторим твиззлы на тренировках, и я ни секунды не сомневаюсь, что в следующем сезоне у нас будет все в порядке.
ВМЕСТЕ С ШАБАЛИНЫМ
- Яна, ваше с Сергеем Новицким соперничество за лидерство в команде с Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным в предыдущие годы было достаточно острым и непримиримым. Однако на соревнованиях в Курмайоре именно Шабалин выводил вас на лед, так как Шпильбанд и Зуева в это время были на чемпионате четырех континентов на Тайване. Еще год назад вы могли в это поверить?
Хохлова: - Нет, конечно же. Но, знаете, в моей жизни за последний год произошло столько изменений, что я уже ничему не удивляюсь. Максим теперь старший тренер сборной по танцам, высококлассный специалист, и было бы глупо с моей стороны не брать от него те знания и умения, которыми он может поделиться. К тому же отношения с Шабалиным даже в годы конкуренции у нас всегда были ровными и уважительными. И мне очень понравилось с ним находиться на соревнованиях - он спокойный, надежный, умеет находить нужные слова перед стартом.
Андреев: - Максим очень помог мне с обязательными секциями "Золотого вальса", подсказал технические нюансы, существенные именно для партнера. Так что сотрудничество с ним было очень продуктивным.
- Яна, вы упомянули о значительных изменениях в вашей жизни. А что можете сказать про организацию тренировочного процесса в Америке? Есть ли разница с Россией?
Хохлова: - Да, и весьма значительная. В Америке более строгая организация тренировок: у фигуриста есть определенное, фиксированное время, которое с ним проводит тренер. Он объяснил, показал, и уже проблема спортсмена, насколько он усвоил урок. Тем самым ты поставлен в такие условия, что сам являешься хозяином своей жизни, сам принимаешь решения и организуешь свое время, и тренер в этом процессе - помощник, ассистент, который никогда не будет навязывать свое мнение как единственно правильное. То есть между тренером и спортсменом - сотрудничество в полном смысле слова. Такой подход меня вполне устраивает, он дисциплинирует, заставляя более ответственно подходить к тренировкам.
- Неужели у Федора нет никаких "родственных" преимуществ?
Андреев: - На льду их и не может быть - у тренеров огромный объем работы. Единственное "родственное" исключение - мама (Марина Зуева. - прим. М.М.) поначалу действительно уделяла нам больше внимания, чем Игорь. Но в последний месяц Шпильбанд тоже очень много занимался с нашей парой.
НАС ПРИЗНАЛИ
- Как отнеслись к вашему появлению на тренировках другие спортсмены из группы Зуевой и Шпильбанда, в частности олимпийские чемпионы Тесса Вирту/Скотт Моир и вице-чемпионы Игр Мэрил Дэвис/Чарли Уайт?
Хохлова: - Поначалу всерьез нас не восприняли. Нет, атмосфера была очень дружелюбной, но за ней чувствовалась ирония: мол, ребята решили поприкалываться, превратив Федю в танцора. И такая реакция вполне объяснима: ведь летом, когда другие дуэты занимались постановкой новых программ, мы с утра до ночи разучивали парные танцевальные элементы, которые те освоили с десяток лет назад. Однако после нашего возвращения в Кентон с чемпионата России отношение кардинально изменилось - ребята с большой заинтересованностью смотрят на наши прокаты. Словом, они признали нас как танцевальную пару.
- Вне катка вы с ними общаетесь?
Хохлова: - Летом общались и даже участвовали в совместных вечеринках, но с осени, когда начался сезон, просто не остается времени - слишком устаем на тренировках.
- Когда же вы сможете их обыгрывать?
Андреев: - Пока это нереально. У них за плечами многолетняя совместная практика, и за один-два года достичь их уровня невозможно. Честно признаюсь, моя цель - не кататься лучше Моира или Уайта. Моя цель - реализовать себя. Если я пойму, что наши с Яной и тренерами задумки удалось полностью воплотить на льду, то занятое место и набранные баллы для меня будут иметь второстепенное значение.
Хохлова: - Безусловно, приятно занимать высокие места, и мы с Федором будем к ним стремиться. Но больше всего мне хочется оставить след в истории фигурного катания. Не секрет, что о некоторых чемпионах помнит лишь статистика, а в любимцах у болельщиков ходят другие спортсмены, не завоевавшие самых главных наград. Поэтому моя мечта - создать на льду такие образы, чтобы спустя годы люди говорили: "Какой же красивой парой были Хохлова и Андреев, какие же изумительные у них были программы!"
Михаил МАКАРОВ
Курмайор - Москва