Пара Хохлова/Андреев уже существует
Новость о том, что чемпионка Европы в танцах на льду Яна Хохлова продолжит спортивную карьеру в дуэте с одиночником Федором Андреевым, много лет проживающим в Северной Америке, была поначалу воспринята в спортивных кругах с недоверием. Однако на прошлой неделе Андреев на несколько дней прилетел в Москву, чтобы документально зафиксировать свое сотрудничество с Хохловой и Российской федерацией фигурного катания.
Встретиться одновременно с обоими участниками нового дуэта не получилось - слишком много организационных вопросов предстояло решить спортсменам за короткий промежуток времени. Поэтому беседовать со спортсменами пришлось по отдельности.
Яна ХОХЛОВА: "У ФЕДОРА ЕСТЬ ХАРИЗМА И ОБАЯНИЕ"
- Можно ли говорить о том, что пара Хохлова/Андреев уже существует?
- Да. Решением Федерации фигурного катания России Федор официально зачислен в состав сборной команды. Осталось завершить последние бумажные дела. Именно для этого он и прилетел в Москву на четыре дня.
- "СЭ" уже сообщал о том, что идея создания вашей пары родилась после того, как вы съездили в США в группу Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда. Что заставило вас обратиться к этим тренерам?
- Я и раньше была знакома с Игорем и Мариной, но общение ограничивалось лишь приветствиями во время соревнований. После туринского чемпионата мира, когда стало понятно, что мой партнер Сергей Новицкий из-за травм не сможет продолжить выступления в спорте, я оказалась на перепутье. Поняв, что в России найти партнера, скорее всего, не получится, я и решилась на звонок Зуевой. Волновалась страшно. Марина внимательно выслушала, попросила некоторое время для обсуждения этого вопроса со Шпильбандом, потом перезвонила мне и пригласила в Кентон - пригород Детройта, где работает их группа. В том же разговоре Зуева сообщила, что в качестве партнера готова предложить литовца Дэвидаса Стагнюнаса или своего сына - Федора Андреева. Получив одобрение на поездку в нашей федерации, я и полетела в Америку.
- То есть право выбора партнера было за вами?
- По сути, да. Но моего желания, как вы понимаете, было недостаточно - нужно, чтобы и партнер захотел со мной кататься.
- Почему вы остановили свой выбор именно на Федоре - фигуристе, который до этого никогда не выступал в танцах на льду?
- В нем есть то, чему научить в фигурном катании нельзя, - харизма и обаяние. Федор потрясающе чувствует музыку, очень пластичный. Конечно, существуют некоторые технические пробелы в парных элементах, но это потому, что раньше он никогда их не делал. В этом отношении Федор быстро учится. Положительно сказывается и то, что последние годы он активно помогал Марине и Игорю в работе с танцорами, отрабатывая с ними параллельные дорожки шагов, твиззлы. Плюс у Федора очень хорошее скольжение. Некоторый опыт в парном катании у него тоже имеется, поэтому все поддержки получались у нас на ура.
- Не кажется ли вам, что разница в росте более чем в 20 см может стать проблемой для вашей пары?
- Признаюсь, меня волновал этот вопрос. Но оказалось, что кататься с Федором мне вполне комфортно. Когда мы с Зуевой и Шпильбандом просмотрели видеозаписи тренировок, то убедились, что наши линии совпадают до такой степени, что не наблюдается никакого внешнего диссонанса. То же самое сказали и российские специалисты, которым я показала записи в Москве: Татьяна Тарасова, Валентин Писеев, Александр Горшков, Олег Овсянников. Так что мы постараемся использовать разницу в росте себе во благо - может быть, именно это и станет нашей "изюминкой".
- В ближайшие дни Андреев возвращается в США. Когда и где вы встретитесь вновь?
- Я постараюсь уже в июне вылететь в Кентон. Тем более что работа предстоит неимоверная.
- А где вы будете жить?
- С этим проблем нет. У Марины есть на примете временное жилье, там я обоснуюсь на первое время, а потом, когда освоюсь, возможно, подберу что-то другое.
- Какие-то идеи будущих постановок уже есть?
- Федор рассказал, что перед его отъездом в Москву Игорь и Марина уже прослушивали музыку для наших будущих программ. Но это - предварительные наработки, которые со мной пока не обсуждались.
- У вас есть представление о том, как будет строиться тренировочный процесс в группе?
- Пока нет. Безусловно, будет высокая конкуренция, ведь тренироваться предстоит на одном льду с двумя лучшими дуэтами мира - олимпийскими чемпионами Тессой Вирту/Скоттом Мойром и вице-чемпионами Игр Мэрил Дэвис/Чарли Уайтом. По этому поводу могу сказать, что у нас будет прекрасный стимул. Причем как для меня, так и для Федора. Тянуться за лидерами всегда легче, чем убегать от преследователей.
- Не сомневаюсь, что вами движет желание не только тянуться за лидерами, но и обыгрывать их. За счет чего вы можете это сделать? Ведь в прошедшем сезоне отрыв канадцев и американцев от остальных казался недосягаемым.
- Соглашусь, что все остальные пары боролись лишь за бронзу. Но давайте проанализируем ситуацию. Все пары, которые заняли места ниже второго, уже давно выступают вместе. Всем известен не только их стиль, сильные и слабые стороны, но и то, что от них можно ожидать. Наш эксперимент прежде всего необычен. Как танцора Андреева никто не знает, поле для совместной деятельности у нас огромное. И если уж тренировать нас будут те же мастера, что привели к олимпийскому триумфу два дуэта, почему бы не рассчитывать на успех и с нашей парой? Очень хочется выйти на лед и всех удивить.
- Какова ваша задача на предстоящий сезон?
- Главное - найти собственный стиль и услышать мнения специалистов. А соревновательная задача-минимум - выступить в декабрьском чемпионате России и отобраться в сборную.
- Нет ли опасения, что по прошествии какого-то промежутка времени Андреев возьмет обратный ход, поняв, что жертвует слишком многим?
- Мы сразу обговорили этот момент. Федор ведь не зря брал время для принятия окончательного решения. Его согласие означает, что он подписался под проектом на весь олимпийский цикл. Но спорт есть спорт. В конце концов, от тех же травм никто не застрахован. Думаю, что окончательная ясность в отношении нашего "совместного предприятия" появится через год, когда мы покажем себя на российских и международных стартах.
- А вам не страшно начинать все с нуля?
- Некоторое волнение есть. Мне предстоит расставание с родителями, друзьями, привычным и налаженным бытом. К тому же на карту ставится и моя личная репутация, причем не только спортивная, но и человеческая. Нам сделан огромный аванс, в новый проект поверило значительное количество уважаемых в фигурном катании людей. И будет непростительно этих надежд не оправдать. Я прекрасное понимаю, что затея во многом авантюрная, но такова моя натура, я люблю рисковать. У меня с детства тяга к самостоятельности, всегда хотела попасть в другую страну, чтобы понять, чем живут люди там, а также выучить иностранный язык. К тому же есть уверенность, что игра стоит свеч.
- Какой результат вам позволит сказать, что авантюра удалась?
- Олимпийская медаль в Сочи.
Федор АНДРЕЕВ: "ЯНА МОЖЕТ ВСЕ"
С Федором мы встретились на следующий день в центре Москвы.
- Давно не были в России?
- 17 лет. С тех пор, как вместе с мамой уехал в Канаду.
- Увиденное в Москве совпало с вашими ожиданиями?
- Нет, но сюрприз позитивный. Город просто модерн, красивый, чистый. Я впечатлен.
- Насколько я знаю, вы практически закончили свои выступления в одиночном катании после того, как не сумели попасть на Игры в Ванкувер.
- Моя карьера на этом не заканчивается. Я обожаю кататься, занимаюсь этим с восьми лет. В Ванкувере я планировал выступить за Азербайджан, но в последний момент Международный союз конькобежцев не дал разрешения на смену спортивного гражданства, и вопрос отпал сам собой. Зато теперь у меня нет препятствий для выступления с Яной за Россию.
- Но ведь в течение длительного времени вы выступали за Канаду.
- У меня двойное гражданство, и от российского паспорта я никогда не отказывался.
- Вы довольны своей карьерой в фигурном катании?
- Сложный вопрос. Я был чемпионом Канады среди юниоров, тренировался у многих замечательных тренеров, таких как Ричард Кэллахан, Тамара и Игорь Москвины, но сказать, что полностью удовлетворен достигнутым, не могу. Наверное, поэтому и загорелся идеей попробовать свои силы в танцах в паре с Яной.
- У вас же был опыт и в парном катании?
- Скорее довольно короткий эпизод летом 2004 года. Мы пробовали создать пару с американкой Дженнифер Керк. Но дальше выступления в одном-единственном шоу дело не пошло.
- Не смущает, что вашей партнершей станет фигуристка, уже достигшая серьезных успехов?
- Волнение, конечно, есть. Но есть и стимул. Потому и хочу как можно быстрее начать тренироваться. К тому же не могу сказать, что начинаю с чистого листа. На тренировках я довольно часто катался с девочками, у которых не было партнера.
- Я слышал, что по окончании этого сезона у влиятельных лиц российского фигурного катания была идея предложить вам кататься с Оксаной Домниной.
- Возможно, какие-то переговоры и велись, но детали мне неизвестны. С Оксаной я даже не знаком.
- У вас есть представление, каким может стать стиль вашей пары с Хохловой?
- Лично мне ближе классика, а вот Яна, как мне кажется, может все. Поэтому пробовать мы будем многое. Главная же задача на ближайшее время - научиться чувствовать партнера, ведь вкатанность появляется не сразу. Хотя уже к концу второй недели совместных тренировок в Кентоне мы с Яной стали чувствовать друг друга гораздо лучше.
- С какими парами в качестве помощника тренеров Зуевой и Шпильбанда вы работали?
- Уже 4 года работаю почти со всеми танцорами в группе. В том числе с Тессой и Скоттом, Мэрил и Чарли. Помогал им с хореографией, дорожками шагов.
- Вам известна реакция двух ведущих пар на появление в их группе нового дуэта?
- И канадцы, и американцы с начала апреля находятся в длительном гастрольном турне, поэтому пока мне удалось переговорить только с Мэрил по телефону. Она обрадована. Уверен, что и остальные ребята восприняли эту новость позитивно.
- Думаете, что ни у кого из них не возникнет ревности? Хотя бы в связи с тем, что вы - сын Зуевой.
- Мама - профессионал из профессионалов. Она прекрасно знает психологию фигуристов. Ведь Дэвис/Уайт и Вирту/Мойр уже много лет тренируются в группе, являясь принципиальнейшими соперниками, но сохраняя прекрасные взаимоотношения. Так что нет никаких оснований полагать, что дружелюбная атмосфера на катке может измениться.
- Помимо фигурного катания вы достаточно серьезно увлекаетесь автогонками и модельным бизнесом. Как вы увяжете все это с тренировками?
- Гонки - всего лишь мое хобби, которое может подождать. "Моделирование" носит характер разовых мероприятий, когда есть соответствующие предложения. Специально я за ними не гонюсь. Если такие предложения будут поступать в дальнейшем, возможно, я их рассмотрю. Но при условии, что они не будут мешать моей спортивной подготовке. То же самое могу сказать и про свою тренерскую работу. Я и от нее готов отказаться.
- Вы успешный молодой че-ловек с весьма неплохим заработком. Вам 28 лет. Зачем нужна такая авантюра?
- Как ни странно, мне легко ответить на этот вопрос. Уже говорил, что обожаю кататься. И если судьба дает мне такой шанс, будет крайне глупо и непростительно им не воспользоваться. Я всегда мечтал попасть на Олимпийские игры. Теперь же у меня есть шанс не просто попасть туда, но и бороться за медаль.
Михаил МАКАРОВ