«Тутберидзе не сделала правильных выводов после конфликта Загитовой и Медведевой». Острое мнение Родниной об уходе Косторной к Плющенко
Чемпионка Европы-2020 Алена Косторная будет заниматься в академии Евгения Плющенко. Об этом в комментариях Instagram написала ее бывший тренер Этери Тутберидзе, которая объявила об уходе фигуристки. Косторная в сезоне-2019/20 стала чемпионкой Европы и выиграла финал «Гран-при», также на ее счету серебро и две бронзы чемпионатов России.
В мае от Тутберидзе в академию Плющенко ушла другая ее талантливая ученица — Александра Трусова.
«СЭ» попросили прокомментировать очередной громкий переход в российском фигурном катании трехкратную олимпийскую чемпионку Ирину Роднину. Также прославленная спортсменка рассказала, что она думает о будущем Алины Заготовой и Евгении Медведевой.
Тренеры должны не только ставить программы, но и работать с фигуристами в психологическом плане
— Ирина Константиновна, что вы думаете об уходе Косторной к Плющенко?
— В первую очередь этот вопрос надо задать Косторной, Плющенко и Тутберидзе. Они главные участники этих событий, я такой же зритель со стороны, как и вы. Меня не удивляет этот переход, но, по всей видимости, в тренерском штабе Этери не все хорошо. Возможно, слишком напряженная обстановка. Безусловно, у них хороший тренерский коллектив, который дает потрясающий результат... Все хорошо с технической и физической подготовкой, но микроклимат не самый комфортный, не самый лучший. Естественно, когда стремишься к самому высокому результату, то всем не может быть удобно, но важно не забывать, что это скоропортящийся товар, как бы грубо это не звучало. Хоть они и профессионалы, которые очень много работают на тренировках, но это дети. У них меняется организм. Плюс есть родители. Я не думаю, что Трусова или Косторная принимали решения без совета родителей. Так было и с Женей Медведевой. Это не может быть самостоятельное решение спортсменок.
— То есть это уже похоже на тенденцию?
— Первым сигналом был не уход Липницкой, а конфликт внутри команды, когда у Этери тренировались Медведева и Загитова. Сейчас происходит что-то подобное. Это говорит о том, что из той ситуации тренерский штаб Тутберидзе не сделал правильных выводов. Дети есть дети. Не забывайте, что им всего по 16 лет. Тренерский штаб должен не только ставить блестящие программы, но и работать со спортсменами в психологическом плане. Можно блестяще владеть техникой и иметь потрясающую программу, но последний и самый важный момент, чтобы получать результат, — это твое психологическое состояние.
— Также Этери Тутберидзе сказала, что Липницкая требовала не выходить на лед с Медведевой. Потом Женя отказалась кататься с Загитовой. В ваше время можно было представить что-то подобное?
— Во-первых, в нашей время не было столько льда. Во-вторых, считали, что Станислав Жук готовил какую-то плеяду, но так, чтобы фигуристы пересекались друг с другом в одном виде — такого не было. Да, у него были одиночники мужчины и женщины, пары, у Елены Чайковской были танцы, одиночники и пары. Пожалуй, по одному виду фигуристы пересекались только у Тамары Москвиной, когда была не самая приятная ситуация между дуэтами Валова/Васильев и Селезнева/Макаров.
Наверное, быть в конкуренции на каждой тренировке — это величайшее испытание и мучение. В первую очередь для спортсменов. А чем он моложе, тем он менее устойчив психологически. Любой фигурист находится не только под опекой родителей, но в первую очередь под опекой тренера. Это можно сравнить с ребенком, у которого разошлись родители. Каждый ребенок в таком случае становится эгоистом.
Конвейер — это очень опасная вещь
— То есть конкуренция на тренировках не идет всем на пользу?
— Честно, я не была ни на одной тренировке, не видела, как работает группа Этери. Видела только выступление спортсменок по телевизору и с трибуны. Повторюсь, что постоянное соперничество на тренировках — это ужасно тяжело. Это громадное испытание еще и для тренера. Между спортсменами могут возникать непростые отношения. Конвейер — это очень опасная вещь. Поэтому наш вид спорта называется индивидуальным и работать с каждым суперталантом стоит индивидуально. Работа в группе — это очень сложно. Далеко не все это могут.
— Самый успешный олимпиец в истории Майкл Фелпс выпустил фильм, в котором утверждает: большинство спортсменов топ-класса страдают от депрессии и нуждаются в психиатрической помощи. Мол, столь большая ответственность в период выступления на Олимпийских играх приводит к попыткам суицида, пьянству, наркомании и сломанным судьбам. С этим можно согласиться?
— Это разные вещи. Одно дело когда ты целенаправленно готовишься к Олимпийским играм, к чемпионату мира или первенству Европы. Идет специальная подготовка, шаг за шагом. Но устраивать Олимпийские игры на каждой тренировке — такого никто не выдержит.
Сомневаюсь, что Загитова вернется
— Как вы думаете, возобновит ли свою карьеру Алина Загитова?
— В последнее время она выступала в шоу, мы давно не видели ее в официальных стартах. Если вы хотите знать мое мнение, то я сомневаюсь, что она вернется. Понимаю, что меня теперь 150 раз обругают все ее фанаты... Я видела, как Алине тяжело дался последний полноценный сезон. Особенно чемпионат мира-2019, который она выиграла на разрыв аорты. На нее работала вся команда. Сможет ли она повторить все это — большой вопросы.
— А Евгения Медведева еще составит конкуренцию Косторной, Трусовой и Щербаковой?
— Медведева в этом плане — более устойчивая. Мне кажется, что Женя пережила больший стресс, чем Алина. Поменять тренера, страну проживания, систему работы. Она показала психологическую устойчивость. С другой стороны, растет новая поросль. Я бы не хотела говорить, что Женя не способна с ними бороться. Но результаты последнего сезона говорят, что претендовать на медали крупных стартов ей будет очень и очень непросто.