«Он был алкоголиком и насильником». Секс-скандалы взорвали фигурное катание Франции
В российском фигурном катании в последние годы многое прорвалось наружу, но есть страна, которая умудрилась собрать полную коллекцию позора за несколько месяцев. Федерацию Франции штормило так, что президент Дидье Гайаге, бывший рулевым с 1998 года, вышел в отставку. Калейдоскопичность событий потрясала воображение. Даже если бы Тони Хардинг регулярно на камеру била бы Нэнси Кэрриган, эффект был бы не столь ошеломляющим. Потому что французы подошли к делу творчески и разнообразно.
Фигуристка Лекавалье была поймана на употреблении наркотиков, победитель «Гран-при» Сипре слал фотографии половых органов несовершеннолетней, на чемпионате Европы главный фаворит чемпионата Европы Кевин Эмоз рухнул на 26-е место и не попал в произвольную программу, Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон потеряли титул еврочемпионов. А последней каплей стал вал заявлений жертв сексуального насилия против своих тренеров.
Сипре и неудачная переписка
Французское пике началось с переписки Моргана Сипре с 13-летней девочкой, которая занималась на одном катке с чемпионами Европы. Сипре и его партнерша Ванесса Джеймс взяли паузу в карьере, и француз от нечего делать решил угодить в скандал. В СМИ попала информация о том, что в декабре 2017 года фигурист прислал молодой собеседнице дикпики (фотографии мужского органа).
Довелось слышать от людей, знакомых с руководством французской федерации, что «все не так однозначно», что познакомились фигуристы в приложении Tinder, где у девушки был обозначен возраст 19 лет. Так или иначе, но история была поставлена на паузу. Правда, шансов на возвращение Джеймс и Сипре теперь куда меньше.
После Нового года злоключения французов продолжились. На сей раз выстрелила подававшая надежды одиночница Лорин Лекавелье, попавшаяся на допинге. Причем наркотическом — кокаине. Шутки про дорожку прилагались. Президент федерации Гайаге напрягся, но сохранял спокойствие. Знал бы он, что его ждет дальше...
Березина на чемпионате Европы
Турнир в шатре в Граце обернулся для французов провалом. Они могли подтвердить триумф в Минске очередной победой в медальном зачете, но в итоге остались без единого золота. Неловко было смотреть на экран, когда ползал по льду лучший одиночник Франции Кевин Эмоз, в котором при желании (хорошо, при очень большом желании) можно было увидеть перспективного конкурента дуэту Чен — Ханю.
Затем грянул скандал в танцах — непререкаемые авторитеты Пападакис и Сизерон проиграли 0,18 балла Синициной и Кацалапову и решили авторитетно спросить с судей. Выступил их тренер Агенауэр, пожаловавшийся на некие инструкции бригаде арбитров. Но в конце французы все-таки откатили все назад и признали, что надо лучше работать самим. Гайаге ухватился за тот скандал, проехавшись по судьям из бывшего СССР. Признаем честно, что математически именно русская и украинский арбитры обеспечили победу россиянам.
Без комментариев. Бесценно. pic.twitter.com/jRcsRyFedU
— Lublineс93 (@Lublinec931) January 25, 2020
Сексуальный скандал
Но окончательно доконала непотопляемого Гайаге книга «Такое долгое молчание» французской одиночницы, а впоследствии парницы Сары Абитболь. Бронзовый призер чемпионата мира 2000 года — она, конечно, не была ноунеймом, но и суперзвездой не стала. Но именно она устроила большому начальнику аутодафе.
Абитболь в 44 года написала, как к ней 15-летней домогался ее тогдашний тренер и видный персонаж французского фигурного катания Жиль Бейер, которого связывают с Гайаге хорошие рабочие отношения. Любопытно, что срок давности по таким преступлениям во Франции насчитывает 30 лет, то есть экс-фигуристка успела в последний момент.
В книге Абитболь описала, как пьяный тренер приходил к ней домой, лез под одеяло и целовал девушку. Визиты продолжались на протяжении двух лет, и в итоге Абитболь сбежала в парное катание. Бейер до последних лет тренировал французских юниоров.
Бейер прокомментировал произошедшее много лет назад неоднозначно:
— Признаю, что состоял с ней в интимных отношениях. Мои воспоминания о точных обстоятельствах отличаются от ее слов, но понимаю, что, учитывая мой статус и ее возраст в то время, эти отношения были неуместны. Это моя вина, я не осознавал, какую боль причинил ей. Я искренне сожалею об этом и приношу извинения Саре Абитболь. Жаль, что она не разговаривала со мной все эти годы. Мы регулярно пересекались, но я не знал, насколько глубока ее травма, — сказал тренер, которого в начале 2000-х признали негодным к работе с несовершеннолетними.
И пошло-поехало. Оказалось, таких девушек в жизни Бейера оказалось как минимум еще две — двукратная чемпионка Франции Элен Годар рассказала об эпизодах 1970-х годов, когда у нее был секс с тогда еще 21-летним Бейером (самой фигуристке было 13). Еще одна чемпионка страны Летисия Юбер поведала о попытках педофила сделать ей массаж — она также была на тот момент несовершеннолетней. И это только те, кто решились раскрыться. Бывшая жена Бейера, еще одна фигуристка Анник Дюмон поведала, что он и насильник, и алкоголик — разве что не матершинник и крамольник. Вовремя подоспели люди, которые рассказали, что о проделках Бейера знало руководство федерации. Более того — после Бейера мужем Дюмон был... сам Гайаге!
При этом Бейер считался настоящим профессионалом, работал тренером и вел шоу. Увольнять его не хотелось, но пришлось. Впоследствии оказалось, что в своих странностях Бейер совсем не одинок. Еще две фигуристки, Беатрис Дюмур и Энн Бруно, озвучили свою историю о насилии в 80-х со стороны Мишеля Лотца. Годар добавила в список своих обидчиков Жана-Ролана Ракля. После такой сексуальной революции увольняться пришлось уже и самому Гайаге. Французская пресса представляла его самовлюбленным и всесильным диктатором, которого не свалил даже скандал на Олимпиаде-2002. Да, французскую судью, которая якобы решила исход судейского голосования в пользу Бережной и Сихарулидзе, инструктировал именно президент федерации.
14 марта прошли выборы президента федерации, на которых победила еще одна известная бывшая фигуристка Натали Пешала. К тому времени во Франции уже горел кризис из-за коронавируса, соперники снялись с выборов, многие делегаты не смогли приехать, была нарушена тайна голосования. Обо всех нарушениях заявил конкурент Пешала Дамьен Бойе-Жибо. Несколько дней назад он подал в арбитражную палату федерации заявление об аннулировании результатов. И эта история, судя по всему, далека от своего завершения. Кто знает — может быть, Гайаге еще вернется на свой пост или продолжить влиять на процесс извне. Но вот Бейером уже вплотную занимается прокуратура.