«Замена коньков — не проблема для Медведевой». Траньков — о битве за сборную и рекорде Тарасовой с Морозовым
Главным событием дня открытия турнира без всякой конкуренции стало выступление российской пары Евгения Тарасова/Владимир Морозов. После непопадания в финал Гран-при в Турине их уже стали сравнивать с Евгенией Медведевой, которая также переехала за океан и нашла там поначалу только западение результатов и проблемы. Двукратная чемпионка мира, кажется, только выбирается из ямы, а у лучшей российской пары последних лет, кажется, возвращение уже наступило. Их короткую программу зал встретил самой громкой овацией за семь часов соревнований — и было из-за чего покричать и повизжать. Тарасова и Морозов установили неофициальный мировой рекорд — 83,91. Пусть это национальный чемпионат, но у китайцев Суй Вэньцзинь/Хань Цун на международном уровне было только 81,27.
Впрочем, Максим Траньков, который продолжает работу с парой, отнесся к успеху осторожно и даже скептически.
Надеюсь, у Тарасовой и Морозова перестройка пройдет быстрее Медведевой
— Максим, поздравления с личным рекордом пары, которую вы тренируете. Сами ожидали такого результата?
— Ребята и со своей прошлогодней программой набирали за 80 баллов. Тарасова/морозов — вообще вроде бы вторая пара в истории, которая пробивала 80 баллов. Поэтому дело не в ожиданиях, их результат — не сенсация. Они обязаны кататься на такие баллы, если они претендуют на лидерство в сборной и борьбу с китайской парой. Никакой особой радости этот результат не вызывает.
— Ребята сказали, что многое поменяли за паузу, образовавшуюся из-за пропуска финала Гран-при. Действительно многое поменялось в подходе?
— Я работал с ними как раз перед финалом Гран-при. У нас был небольшой тренерский совет в начале сезона, где мы решили, что при полном изменении своей жизни и системы подготовки в работе с ребятами не должно быть якорей с прошлым типа меня. Поэтому на полгода меня отпустили, я занимался своими делами и консультировал их только по видео, не вмешиваясь в работу Марины Зуевой. Но всегда был готов экстренно помочь, прилететь, если что не так.
Во время финала Гран-при я был во Флориде и помогал с техникой. Потому что ребята стали немного по-другому кататься, немного по-другому колени заработали, тело, и посыпалась техника. То, что мы успели, там поправили. И перед чемпионатом России они неделю готовились в Москве, там что-то тоже подкорректировали. Обсуждали также с Мариной, как можно улучшить программы, переставили элементы, думаю, это помогло.
— Мы с вами недавно говорили, и тогда вы упомянули о параллели между ситуациями Медведевой и Тарасовой/Морозова. Она вернулась за полтора года, вам, получается, удалось за несколько месяцев? Сегодняшний рекорд можно назвать полноценным возвращением?
— Конечно, нельзя. Будет еще произвольная программа, еще никто ничего не выиграл. Будем надеяться, что ребята быстрее пройдут этот путь. Все-таки ситуация с Женей немного другая — она ушла сразу после Олимпиады, а у них нет этого запаса до Пекина. То есть Женя могла вообще год отдыхать.
Я был вообще против того, чтобы Тарасова и Морозов стартовали в Гран-при. Мое предложение было, что лучше спокойно ездить на какие-нибудь челленджеры и выходить к чемпионату России. Но им же нужно финансирование, есть правила Министерства спорта, которые нужно выполнять. И как первой паре им пришлось выступать весь сезон. Естественно, в актив эту часть не занесешь. Но и сюрприза в этом не было.
— В парном катании сейчас конкуренция не хуже женского. Действительно все, как говорят под диктофоны, думают только о своем результате, неужели это не сказывается на подготовке?
— Я привык уважать любого соперника, когда был спортсменом, и пытаюсь своим спортсменам это привить — если ты расслабишься, то рано или поздно будет то, что было в начале этого сезона. Когда Бойкова и Козловский просто взлетели и их обыграли. Есть опыт тех же Тарасовой с Морозовым, когда они обыграли Столбову с Климовым. Или победили Волосожар с Траньковым на их последнем чемпионате мира. То есть Тарасова и Морозов были парой, которая щелкнула лидеров в свое время. Теперь уже им наступили на хвост. Надо использовать свой опыт.
Тот, кто заводит Instagram, рано или поздно попадает в какую-нибудь ситуацию
— Завтра женщины выходят лед. Есть ли шанс у «старой гвардии», Медведевой и Туктамышевой, особенно с заявленным контентом, обойти учениц Тутберидзе?
— Будет сложно. Но провалиться может любой, вот реально, как бы ни была банальной фраза про скользкий лед. Для маленьких девчонок психологически сезон не самый простой, они перешли из юниоров во взрослые, они выигрывают, они конкурируют между собой каждый день, и теперь опять большие соревнования. Тут все зависит от таланта тренера, штаба Тутберидзе. В прошлом году кто-то ожидал победы Щербаковой? Вот и в этом году то же самое. Возможны любые сенсации.
— Сегодня была новость, что Медведева повредила коньки и будет кататься на новых. Это влияет на результат?
— Женя катается на Edea, насколько я знаю, они очень легко меняются, если речь именно о ботинке. Edea разнашивается за две тренировки, если ей выделят экстралед какой-нибудь, она спокойно их раскатает. Никакой проблемы в случае этой марки вызвать это не должно. Они как кроссовки.
— Ваше мнение: борьба за сборную должна закончиться здесь, на чемпионате России, или после чемпионата Европы снова нужно будет думать?
— Тут все просто: есть регламент, в котором заложен спортивный принцип. Его надо соблюдать, и все. Я в тренерский совет не вхожу, так что здесь отвечать не мне.
— Чемпионат России проходит после известных событий в Instagram...
— По этому поводу я уже все сказал, я тут ни к кому отношения не имею. Просто любой, кто заводит Instagram, потом попадает в какую-нибудь ситуацию. Так у всех. Вот и тут получился такой эффект.
— После этих событий вы сказали, что теперь сконцентрируетесь на синхронном катании, туда, мол, еще метастазы фанатства не пущены. Ждем вас там тренером? Или, может, карьеру возобновите?
— Там вообще странные правила. Есть женские команды по 16 человек, «Парадиз» — чемпионки мира, и у считаных команд есть в составе мальчики. Какой-то сексизм немного получается. Но вообще, тренировать синхронниц — почему нет? Я подумаю над этим.
Чемпионат России. Пары. Короткая программа
1. Евгения Тарасова/Владимир Морозов — 83,91
2. Александра Бойкова/Дмитрий Козловский — 80,39
3. Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин — 76,13
4. Алиса Ефимова/Александр Коровин — 72,83
5. Аполлинария Панфилова/Дмитрий Рылов — 71,51
6. Алина Пепелева/Роман Плешков — 70,67
Чемпионат России по фигурному катанию 2020: расписание и трансляции