Почему для Загитовой выбрали образ Клеопатры?
Когда в начале прошлого сезона были объявлена музыка к соревновательным программам Алины Загитовой, многие поклонники фигурного катания едва сдерживали негодование в отношении поставившего их Даниила Глейхенгауза. "Призрак оперы" и "Кармен". Заезженные многими поколениями фигуристов композиции из золотого фонда. Однако в таком подходе просматривалась и логика: в непростой постолимпийский сезон гораздо предпочтительнее яркие и всем понятные образы, нежели те, для раскрытия которых потребовалось бы прикладывать дополнительные усилия. Притом такие, в которых и самой Загитовой было бы комфортно.
Понятная "Кармен"
"Меня устраивает в ней все от выбора музыки до элементов, связок, заходов. Думаю, в чем-то мы с Кармен похожи", – рассказывала Алина о произвольной программе в интервью японскому телевидению. И есть все основания полагать, что эти слова фигуристки не были просто выражением уважения к выбору тренеров. Достаточно пересмотреть прокаты этой программы на чемпионатах России и Европы. Технически у Алины мало что получалось, но образ и настроение постановки фигуристка поддерживала до последней секунды музыки.
Впрочем, обеим постановкам предстояло пережить свой звездный час – на победном для Загитовой чемпионате мира. Скептики и дальше продолжали рассуждать, может ли 16-летняя девушка отразить всю палитру эмоций страстной цыганки. А специалисты, к примеру, двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев, обращали внимание на другое: "Очень сильная программа, в ней идут постоянные движения, переходы, хореография".
Несостоявшаяся революция
Однако нельзя сказать, что Глейхенгауз не заметил недовольства эксплуатацией очевидных образов в программах олимпийской чемпионки. В одном из интервью хореограф заявил, что насытился комментариями об использовании музыки из золотого фонда фигурного катания. А еще дал обещание, что у Загитовой будет что-то новое, и точно удастся обойтись без Эсмеральды.
Надеждой на полностью революционный подход к подбору образов для Загитовой стал показательный номер под композицию "Bad guy" британской певицы Билли Айлиш, пусть и ставший скандальным из-за обвинений со стороны Джоджо Гомес в плагиате. Новость о Клеопатре в произвольной программе могла обескуражить: почему же для Алины не придумали что-то особенное? Ведь придумала же команда Тутберидзе потрясающую и оригинальную программу "Девочка на шаре" для Камилы Валиевой, а также образ художницы для Полины Цурской в сезонах 2016/17 и 2017/18. Не побоялась же сделать экзотическую "Жрицу любви" для самой Загитовой в олимпийском сезоне.
Предпочтения Тутберидзе и любовь к востоку
Ответ лежит на поверхности, достаточно проанализировать все соревновательные программы Алины. Розовая пантера, Шахерезада, Китри из "Дон Кихота", черно-белый лебедь, Кристина из "Призрака оперы" и Кармен – все это яркие, узнаваемые образы. Никаких полутонов и неоднозначных трактовок. При условии, что именно за Этери Тутберидзе последнее слово в части того, что лучше подходит ее ученикам, вероятнее всего именно она видит Загитову в таких программах.
Есть и второй момент – восточная тема близка самой фигуристке. Об этом рассказывала еще первый тренер Загитовой Наталья Антипина. Да и сама Алина подтверждала в интервью: "Попросила тренеров, чтобы мне сделали на восточные мотивы. Я очень хорошо чувствую эту музыку, в детстве много раз под такую каталась. Когда услышала ее в первый раз, сразу поняла – это мое. Мне нравится образ Шахерезады", – рассказывала фигуристка о короткой программе юниорского сезона 2016/17.
Рассуждения о том, что в 15-16 лет рано изображать взрослую героиню на льду при нынешней тенденции омоложения женского одиночного катания скоро могут потерять всякий смысл. Тем не менее образ египетской царицы может оказаться крайне органичным для повзрослевшей олимпийской чемпионки, завоевавшей все возможные титулы.
Неудачная Клеопатра Туктамышевой
К теме Клеопатры в сезоне 2016/17 обращалась и чемпионка мира Елизавета Туктамышева, также часто использующая в постановках восточные темы. Однако успеха фигуристке она не принесла – Елизавета была не очень стабильна в техническом плане и в поисках баланса вернула прошлогоднюю программу, исполнив "Клеопатру" лишь пару раз.
В олимпийском сезоне 2009/10 свою версию "Клеопатры" представляла японка Мики Андо, с ней она стала пятой в Ванкувере-2010.
А одна из самых ярких программ на эту тему получилась у серебряных призеров Олимпиады в Нагано-1998 в танцах на льду Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова на чемпионате мира среди профессионалов в 2000 году.