Загитовой предложили завершить карьеру. Это хороший совет?
Прежде всего, давайте сразу скажем – только сама Алина знает, что творится у нее в голове, и советовать ей что-либо – не наше дело. Это может делать Роман Костомаров, у которого на данный момент пока даже больше титулов, чем у Загитовой – олимпийское золото и два чемпионата мира.
Роман Костомаров: "Загитовой лучше уйти сейчас, Потом ей будет в тысячу раз тяжелее"
Завершение карьеры, если оно происходит не по возрастным и физиологическим причинам – вообще вопрос философский. Когда надо уходить – когда ты залез на вершину или когда просто перестало быть интересно? Или когда ты выиграл все крупные турниры и достиг всего? В женском фигурном катании эта проблема стоит еще острее, потому что здесь период спортивного "старения" может начинаться хоть в 18 лет.
Уход на пике карьеры – явление нечастое, но таких историй мировой спорт знает немало. Например, автогонщик Нико Росберг, который выиграл чемпионат мира в "Формуле-1" и сразу ушел. Сейчас пилот не скучает: инвестирует в передовые автомобильные технологии, помогает детям. Да, это не звездная публичная карьера. Но ему она и не нужна.
Еще один пример из российского спорта – Антон Шипулин. Лучший российский биатлонист мог продолжать карьеру, но устал. Но у него, судя по всему, альтернатив было много – Госдума, карьера комментатора, аналитика. Сознательно не привожу примеры из фигурного катания, потому что их, понятное дело, хватает. Уникальность Загитовой в том, что она пока не повторила путь своих предшественниц – Юлии Липницкой и Аделины Сотниковой – и продолжила выигрывать титулы после своего олимпийского триумфа. И за это ее многие хвалят и любят.
Какие в теории могут быть причины для завершения карьеры?
– Физическая усталость и потеря конкурентоспособности
– Возраст и травмы
– Более интересные альтернативы (например, личная жизнь)
– Отсутствие мотивации
Есть ли предпосылки для ухода Алины?
Применим ли хоть один критерий к Загитовой? Собственно, прямой вопрос о перерыве в карьере ей задавали не так давно, в феврале. Ответ был красноречивым:
– Хочу ли я взять перерыв? Каждому спортсмену дается отдых в конце сезона, чтобы собраться с силами и снова начать работать. Летом у нас есть отпуск две-три недели. Этого хватает, чтобы отдохнуть.
Вопрос о мотивации также вставал не раз и после победы на чемпионате мира:
– Меня мотивирует любовь к фигурному катанию. Но знаете, я не могу сказать, что я какой-то ярый болельщик и фанат этого вида спорта, что я его прямо очень люблю. Иногда, когда что-то не получается, я все равно думаю, что хочется все бросить и жить обычной жизнью. Но потом думаешь: "Как я буду жить обычной жизнью? Ты же увидел весь мир благодаря тому делу, которое ты любишь". Я развиваюсь, познаю себя. И потом понимаю, что я не могу жить без фигурного катания. Вот так это все и получается. Сначала я думаю – все, я бросаю, потом понимаю, что не могу. Потому что почти всю жизнь, которую прожила до этого момента, отдала ему. Отдаю и сейчас.
Загитова хотела бросить спорт еще в детстве, но теперь говорит, что причиной был инфантилизм:
– Я пыталась бросить фигурное катание раз семь. Сначала меня останавливали родители, а потом я уже сама понимала, что мне это нравится, и я хочу этим заниматься. Сейчас осознаю, что тогда я просто была ребенком.
Впрочем, надо признать, что после успешного выступления на чемпионате мира проблема мотивации наверняка станет играть еще большую роль. Перед прошедшим сезоном из слов 16-летней олимпийской чемпионки напрямую следовало, что ей сильно помог провал на чемпионате мира в Милане:
– В конце концов прошлый сезон не до конца был успешным, так как я неудачно выступила на чемпионате мира. Это также важное соревнование. Так что неудача на нем служит для меня мотивацией.
Есть ли у Загитовой альтернатива? В Госдуму ее пока не возьмут – депутатом можно стать только после 21 года. Да и кажется, себя она вне фигурного катания не мыслит. Когда человек отвечает, что после завершения карьеры хотел бы стать тренером, это значит, что карьера сулит быть долгой:
– Сначала я хотела поступить в медицинский университет. Но для этого нужно без отрыва смотреть в учебники и очень много времени тратить на учебу. Я профессиональный спортсмен и такого себе позволить не могу. Кем бы я хотела быть через десять лет? Буду тренером. И еще хотела бы открыть ресторан японской кухни.
Таким образом, ни один аргумент в пользу завершения карьеры против слов Загитовой не работает. Да, в этом сезоне она закрыла "Большой шлем", выиграв все большие турниры, которые существуют в мире фигурного катания. Но альтернативные источники мотивации точно есть: новые конкурентки и напарницы по группе Тутберидзе, необходимость учить новые, и, вероятно, четверные прыжки.
Фактор Тутберидзе
Было бы странно исключить из разговора о карьерных перспективах Алины тренера – Этери Тутберидзе. Этот специалист здорово работает с юными фигуристками. Более того – опыт показывает, что выигрывавшие или повзрослевшие фигуристки от нее уходили. Загитова в этом смысле – скорее исключение, и чем дольше она будет оставаться в группе, тем большим исключением будет становиться эта ситуация. Это не значит, что Загитовой нужно бежать – и здесь можно привести тучу цитат Алины, которые покажут, что она этого не хочет. Но глупо отрицать: работа с Тутберидзе – это жесткий пресс. Ее требовательность дает результаты, но ее непросто выдерживать психологически. И когда результат дан, встает вопрос – что дальше?
Собственно, и сама Тутберидзе подняла этот вопрос в разговоре с Владимиром Познером – когда человек много выигрывает, он ожидаемо хочет других условий. Своего хореографа. Или больше отдыха. А в группе Тутберидзе представить такую вольность сложно. Поэтому кажется – нет, это не пресловутое стравливание – что рано или поздно расхождение путей Тутберидзе и Загитовой будет логичным.
Возможно, Алине поможет та самая любовь к Востоку и восточный менталитет – воспринимать свои победы и переключение внимания на юниорок спокойно. Возможно, они все-таки найдут с Этери некий формат, в котором Загитова после двух сложнейших сезонов не будет выкладываться на полную, когда до Олимпиады еще два года. Но главное – чтобы Алина не закрылась в себе.
Случай с Загитовой – классический пример того, что держаться на вершине часто сложнее, чем на нее зайти. Она взрослеет, не только физически, но и ментально – это было видно в прошедшем сезоне. Следующий станет еще сложнее.