Все по-честному
В заключительные дни чемпионата обладатели высшего европейского титула в танцах на льду Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер впервые в своей карьере добились мировой короны, а у мужчин сильнейшим стал канадец Джеффри Баттл. Концовка турнира принесла успех и России. Яна Хохлова и Сергей Новицкий завоевали бронзовые награды, тогда как единственный российский одиночник Сергей Воронов показал в произвольной программе четвертый результат и занял итоговое седьмое место, обеспечив нашей стране две вакансии на мировом первенстве следующего года. |
НЕ НАШ ДЕНЬ |
Танцевальный финал чемпионата обещал стать для России главным событием всех предыдущих дней. Второе место, которое пусть с крохотным преимуществом, но застолбили за собой после двух танцев Хохлова и Новицкий, создавало иллюзию того, что серебряная награда у российских танцоров уже в кармане. Как минимум - серебряная. От лидеров - чемпионов Европы Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера - российский дуэт в общем зачете отделяли 4,01, но не было в Гетеборге человека, кто не вспомнил бы, что еще в ноябре на самом первом для Хохловой и Новицкого этапе "Гран-при" в Париже россияне столь блистательно откатали свою "Ночь на Лысой Горе", что в родных для французов стенах выиграли у них 3,44. Вот сразу и замечталось: а вдруг Яна с Сергеем сумеют прыгнуть выше головы настолько, что дотянутся до золота? Чем, в конце концов, черт не шутит? |
Но прокат не удался. В произвольной программе Хохлова и Новицкий показали удручающий для себя пятый результат - и меньше всего в этом были повинны судьи. |
Этот финал получился абсолютно честным. По поводу произвольной композиции Делобель и Шонфельдера в этом сезоне было сломано множество копий. К чемпионату мира дуэт в очередной раз поменял костюмы и даже приготовил для прессы небольшие либретто - с описанием значения жестов языка немых, на котором герои общаются в процессе выступления. Узнав об этом, председатель танцевального техкома Международного союза конькобежцев, первый олимпийский чемпион в танцах Александр Горшков пожал плечами: "Рекламный трюк чистой воды. Попытка привлечь к себе дополнительное внимание". Другой знаменитый в прошлом танцор, чемпион мира 1980 года Андраш Шалаи, высказался еще жестче: "Если танец требует объяснения, это - не очень удачный танец". |
Тем не менее выступление французов было вне критики: фигуристы показали много раз уже использованные и превосходно отрепетированные шаги, элементы и связки, не допустили ни одного сбоя, стали в произвольной программе вторыми, и этих баллов вполне хватило для того, чтобы обеспечить золото. Для чемпионов этот прокат стал, безусловно, лучшим в сезоне. И тем не менее он не шел ни в какое сравнение с выступлением Тессы Виртю и Скотта Моира. Настоящими героями финала стали именно они. |
Более стремительного вхождения в элиту, нежели у канадских подопечных Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, я просто не припомню. Год назад 17-летняя Тесса и 19-летний Скотт дебютировали на взрослом мировом первенстве и стали шестыми. Фигуристов такого возраста в танцах всегда было принято считать юниорами и задвигать во второй десяток независимо от того, насколько сложные композиции они выполняют на льду. Но по отношению к канадцам этого не произошло. |
В какой-то степени они повторили путь, намеченный несколько лет назад еще одним дуэтом Шпильбанда и Зуевой - американцами Танит Белбин и Бенджамином Агосто. Те в аналогичном возрасте дебютировали на взрослом чемпионате мира в 2001-м, заняли приличествующее дебютантам 17-е место (при старой системе судейства танцоры просто-таки были обязаны занимать очередь с самого конца), а в 2005-м получили первую медаль. Серебряную. Затем стали вторыми на Олимпийских играх в Турине. В Гетеборг американцы однозначно ехали побеждать, но бороться за медали помешало падение в обязательном танце. |
Произвольная композиция была исполнена пятикратными чемпионами США на максимуме возможного. Но, тем не менее, до уровня Виртю и Моира они не дотянули два балла, а до французов - полтора. |
С технической точки зрения я вообще не стала бы применять к первым четырем дуэтам понятие "лучше" или "хуже". Да, единственным дуэтом, которому удалось продемонстрировать все элементы четвертого (максимального) уровня сложности, стали итальянцы Фредерика Файелла и Массимо Скали. Однако в общем сложность программ первой четверки оказалась практически идентичной. И все откатались на максимуме возможного. |
Хохлова и Новицкий выпали из этого ряда, сделав заметную ошибку в круговой дорожке шагов. Однако дело было даже не в ошибке. Яна с Сергеем, неожиданно получившие статус первой пары страны и в полной мере ощутившие реальность наград, слишком ждали этого выхода. Слишком хотели, чтобы прокат удался. И просто не совладали с нервами. Будь у них любой другой танец, возможно, скованность не так бросилась бы в глаза. Но нынешняя постановка (безусловно, наиболее яркая из всех программ, которые кто-либо из танцоров демонстрировал в этом сезоне), требовала абсолютного погружения в образ, куража и залихватской свободы. Как только кураж ушел, танец лишился значительной доли своей привлекательности, превратившись из шедевра в набор очень осторожных, хотя и сложнейших шагов, вращений и поддержек. Фигуристы выложились в своем выступлении без остатка, но это просто был не их день. |
Канадцы же катались - как дышали. У них совпало абсолютно все. Необыкновенно удачной стала сама программа "Шербургские зонтики", поставленная великолепным хореографом Мариной Зуевой. В какой-то степени это было дежавю: с момента появления Виртю/Моира на международной арене многие отмечали невероятную внешнюю схожесть пары с легендарными Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым, все программы которых в свое время режиссировала именно Зуева. Катя с Сергеем много лет были для Марины почти родными детьми. Творением ее фантазии и ее рук. И точно такими же детьми стали Тесса и Скотт. Хрупкими и одновременно целеустремленными. Готовыми работать до бесконечности и бесконечно искренними в каждом жесте. Главное же преимущество их выступления заключалось в невероятной легкости исполнения сложнейших комбинаций. Словно и не было ни этой сложности, ни нервотрепки сильнейшей разминки. |
0,26, отделившие бронзу россиян от четвертого места американского дуэта, были, конечно же, везением. Падение Белбин и Агосто настолько тяжело сказалось на моральном состоянии танцоров, что отойти от него они сумели лишь к финальному прокату. "Мы все равно не считаем сезон потерянным, - заметил по этому поводу Шпильбанд. - Танит и Бен сильно прибавили за последний год. Кому-то может показаться, что в своей карьере они уже сделали все, на что способны. Но я так не считаю. Надеюсь, это станет очевидно через год". |
Что ж, очевидно и другое. Что через год соперничество в танцах станет значительно более жестким. Насколько справедливо в нем нынешнее место России, предстоит только понять. Как и то, что бронза Хохловой и Новицкого - пока всего лишь аванс. |
НЕЖДАННЫЙ ЧЕМПИОН |
Победа в мужском турнире бронзового призера Игр в Турине канадца Джеффри Баттла выглядела не просто невероятной. Она выглядела оскорбительной по отношению ко всему мужскому катанию в целом - и к каждому из шести соискателей золота, выступавших в сильнейшей разминке в частности. Случилось то, что неоднократно предрекали критики действующих правил: чемпионом мира стал фигурист, не имеющий в программе четверного прыжка, не умеющий его исполнять, да и вряд ли намеревающийся учиться. Зачем, если с точки зрения результата это бессмысленно? |
И все-таки канадец победил честно. После того как свою произвольную программу завершил чемпион мира-2007 Брайан Жубер, в зале, подозреваю, не осталось ни одного человека, кто допускал бы, что этот прокат не золотой. Француз и вел себя, как чемпион. Ведь из всей сильнейшей пятерки, успевшей исполнить программу, его прокат оказался единственно чистым. |
Чемпион Европы Томаш Вернер, который открывал группу, рассыпался с первых же секунд: коснулся рукой льда на приземлении с четверного, упал со второго прыжка в четыре оборота, сделал "бабочку" вместо лутца, следующую - вместо акселя, еще одну - вместо сальхова и улетел во второй десяток. Джонни Вейр внешне выглядел великолепно, но четверной прыжок получился у него на две ноги, и вместо хотя бы базовой оценки в 9 баллов фигурист получил за него 1,57. А потом заработал еще одну ощутимую сбавку за тройной флип, исполненный не с того ребра. |
Третьим в "свободный полет" отправился победитель турнира Четырех континентов Дайсуке Такахаши. Он упал с четверного, не осилил каскад с тройным акселем, начал судорожно соображать, чем и как компенсировать неудачи, и запутался в подсчете: исполнил "лишний" каскад тройной лутц-двойной тулуп базовой стоимостью свыше восьми баллов и за который к тому же полагался бонус, поскольку дело происходило во второй половине программы, но связка не была засчитана ввиду того, что лимит каскадов японец уже исчерпал. |
Двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель вышел на лед, как на плаху, - в очередной раз приносить себя в жертву тройному акселю. То, что прыжок не получится, было очевидно. В Гетеборге он не получался у швейцарца ни на тренировках, ни в разминках, ни в короткой программе. Но Стефан с упорством маньяка вновь пошел на прыжок. И проиграл. Следствием мгновенно упавшего настроя стали еще четыре испорченных прыжка - слишком много, чтобы оставить от гениальной в хореографическом отношении программы "Фламенко" сколь-нибудь пристойное впечатление. |
На этом фоне прокат Жубера выглядел шедевром. Французу до нелепости обидно не повезло в короткой программе. С его результата были сняты два балла. Первый за падение, второй - за неправильное музыкальное сопровождение. Версия, что Жубер просрочил время катания (как я написала в предыдущем репортаже), оказалась неверной: штраф, как выяснилось позже, был дан за то, что в аранжировке присутствует запрещенный правилами одиночного катания вокал. |
В произвольной француз не стал пытаться прыгнуть второй четверной прыжок, но в целом выглядел достаточно мощно и уверенно. У него получались даже вращения, о которых Жубер сказал как-то, что искренне их ненавидит и они отвечают взаимностью. |
Уже после прокатов, когда в пресс-центре появились детальные протоколы, можно было увидеть, что именно подвело чемпиона мира. Он потерял почти два балла, дважды исполнив флип не с того ребра, а все три вращения были оценены вторым уровнем сложности. Однако увидеть это с трибун не представлялось возможным. Поэтому зал просто заходился в экстазе, наблюдая, как Жубер вскидывает в победном жесте руки и падает на колени, целуя лед. |
И вот тут-то на льду появился Баттл. Маленький, простоватый, совсем вроде бы не харизматичный, но очень танцевальный мальчик (не случайно свою спортивную карьеру он начинал именно с танцев) безо всяких внешних усилий откатал программу от начала до конца, словно и не было этой витающей надо льдом золотой лихорадки. От него никто не ожидал этого: за свою достаточно продолжительную карьеру Баттлу почти никогда не удавалось откататься без ошибок. Этот сезон к тому же сложился неровно. Канадец стал третьим на домашнем этапе "Гран-при" в Квебеке, занял четвертое место на турнире Cup of Russia, проиграл национальный чемпионат, а затем Турнир четырех континентов (уступил победителю 30 баллов). |
В финале Баттл взял исключительно качеством и грамотной постановкой. За каскад из тройного акселя и двойных тулупа и риттбергера он получил 10,59 - больше, чем Жубер за свой безукоризненный четверной. Пять из восьми прыжковых элементов были исполнены во второй половине программы. Вращения - четвертого уровня сложности. Шаги - третьего. И ни одной, даже малюсенькой помарки. По легкости исполнения это очень напоминало выступления канадского танцевального дуэта. Поэтому и выглядело ошеломляюще нереальным. |
Канадец и сам был в шоке, когда финальный расклад появился на табло. Как выяснилось позже, о том, как откатались соперники, он, выходя на лед, не имел ни малейшего представления. |
Сергей Воронов закончил свое выступление двумя разминками раньше. Его произвольный результат стал четвертым. |
- В целом я очень высоко оцениваю выступление Воронова как в произвольной программе, так и в целом, - заметил тренер фигуриста олимпийский чемпион Алексей Урманов. - Очень рад, что нами приобретен этот опыт. Когда мы с Сергеем шли в отель после короткой программы, он мне сам сказал: "Да, это - не чемпионат Европы…" |
- Год назад на чемпионате мира в Токио Сергей, получается, этого не понял? |
- Тот чемпионат прошел, как в тумане. В команду Воронова включили в последний момент, для него это был всего девятый по счету взрослый старт. К тому же у Сергея сильно болела нога. Он сумел откататься в Токио до конца, но от нагрузок воспалилась старая травма - стрессовый перелом. Я и сам был в шоке, когда на следующий день после соревнований встретил Воронова в Токийском зоопарке: его вез на инвалидном кресте Дмитрий Хромин - спортсмен, который выступает за Польшу. Сергей не мог ни ходить, ни даже стоять. Поэтому я вообще не думаю, что тот чемпионат можно считать каким-то опытом. |
- Во всех каскадах, которые ваш спортсмен исполнил в финале, второй прыжок был двойным, а не тройным. Почему? |
- Объяснение простое: по правилам в программе можно повторить конкретный прыжок не более двух раз, независимо от того, исполняется он в каскаде или нет. Сергей до сих пор не может после травмы прыгать тройной лутц, поэтому я сломал себе голову, размышляя, как заткнуть эту прореху с наименьшими потерями для программы в целом. |
В начале сезона, кстати, у нас было еще больше проблем. Воронов был не готов уверенно прыгать четверной, соответственно, мы не включали этот элемент в соревновательную программу. И флиппа тоже не было. Пришлось заменять недостающие прыжки двойным акселем. В Гетеборге нам удалось выжать из программы максимум сложности, на которую Сергей сейчас способен. |
Могу сказать, что мне как тренеру было бы не стыдно за своего спортсмена, даже если бы он по жребию оказался в сильнейшей группе. С моей точки зрения, Воронов уже сейчас катается значительно сильнее и мощнее тех, кто совсем недавно обыгрывал его на чемпионате мира среди юниоров. Уровень многих тогдашних соперников так и остался юниорским. Сергей же и возмужал, и прибавил во всех аспектах катания. Вы, конечно, можете посчитать, что я хвалю его, потому что он - мой ученик, но поверьте, он заслуживает этих слов. |
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
Гетеборг |