Среди российских фигуристок появляется потенциальный гегемон. Лидерство Аделии Петросян всерьез и надолго?
Если говорить о чисто формальных итогах первых турниров сезона, то главный из них — у нас есть первый отобравшийся на чемпионат России спортсмен. Аделия Петросян поучаствовала сразу в двух этапах «Гран-при» за неделю, оба выиграла, и теперь ничто, кроме травм, не сможет ей помешать приехать на чемпионат России в Челябинске, еще и в ранге главного фаворита.
Больше того — на этапах она не так чтобы видела конкуренцию. В Уфе в принципе фигуристов ее уровня не было. Хотя все равно вопросов к разрыву от второго места Анны Фроловой много. В Омске снялась Вероника Жилина, что вызвало очередные конспирологические теории о том, что приме Тутберидзе «расчищают дорогу». Не сказать, чтобы она сильно загружена. Алина Горбачева попыталась возродить интригу, но сгорела перед произвольной.
Аделия, судя по баллам (235-236 с ошибками и в проекции 255+), претендует на место первого номера сборной в ближайшие годы вместо ушедших Щербаковой и подвисшей из-за дела в CAS Валиевой. Но так ли новая чемпионка готова к этой роли?
Проблемы с ультра-си
Выступления Петросян нередко обвиняют в детскости, но тут, честно говоря, пахнет лукизмом. Да, немного удивительно, что в 16 лет Аделия практически не почувствовала пубертат. По крайней мере это точно не вариант Константиновой/Самоделкиной. Но если рассуждать не про внешность, а про образы, то вопросы возникают.
Бросается в глаза разрыв между уровнем смыслов и постановки короткой и произвольной программ Аделии. Ради программы под Майкла Джексона явно постарались — можно даже сказать, это товар на экспорт, который пытаются создавать в штабе Тутберидзе даже в условиях отстранения. Если не шедевр, то привлекающая внимание работа: интересная дорожка, основанная, по сути, только на спецэффектах, а не на музыке, обильная нарезка фрагментов, костюм. Да, движения из предыдущих программ все равно встречаются, но эту программу могут обсуждать и за океаном. Более того, в ней явно видится социальный и даже протестный подтекст. В начале звучат слова из песни Earth Song: «Ты хоть раз остановился, чтобы взглянуть на кровь, пролитую нами ранее? Ты хоть раз остановился, чтобы взглянуть на эту плачущую Землю и рыдающие берега?»
А прекрасная коллега Анастасия Жаворонкова даже нашла в ней звуки войны и стук дубинок из клипов, а также добавляет, что в текстах использованных песен есть слова, которые можно ассоциировать с делом Камилы Валиевой: «Все озлобились. Обстановка ухудшается, вокруг ложные обвинения — в суде, в новостях. Я хочу сказать лишь одно — на самом деле, им наплевать на нас!»
Простор для интерпретаций широк. Сама Петросян явно рефлексирует на самые разные темы — она это показала еще программой «Арцах».
На этом фоне «теряется» произвольная программа «Февраль» под музыку Леонида Левашкевича. Аделия говорила мне, что в ней нет конкретного образа. Да и платье будто снято с условной Щербаковой после очередного ее лиричного номера. Конечно, эмоции она все равно показывает, но это как раз не выделяющийся на общем ландшафте объект. В таких программах заблудиться уже можно. Тем более что Петросян все же не Щербакова и не совсем «февральская» фигуристка. Вряд ли поэтому Аделия в ней ошибается: фигурное катание уже давно на такой стадии развития, когда можно прыгнуть все четверные и тебе не очень-то будет нужен образ — компоненты и так поставят.
Но, наверное, в будущем Петросян заслуживает более осознанных программ.
Техника
Несмотря на победы, у ученицы Тутберидзе серьезные проблемы с ультра-си в начале сезона: два из семи прыжков исполнены на «плюс», и то тройной аксель был не докручен, просто судьи пожалели. Нечто похожее на старте прошлого сезона происходило с Софьей Акатьевой. Получается, за исключением роскошного четверного флипа в Омске, победительница финала «Гран-при» не очень-то и выделяется на фоне других российских фигуристок, делающих каскады 3+3, — разве что катит быстрее.
И тут вопрос в принципе в мотивации Тутберидзе в данный момент #работатьдальше. Она ездила в Японию на Japan Open и в США на «Гран-при ISU» — по нашей информации, в том числе чтобы встречаться и разговаривать с судьями, а также прорабатывать вариант с поиском новых тренеров для Дианы Дэвис и Глеба Смолкина. Все же штаб Алексея Килякова и Елены Новак не столь статусен для больших побед на международном уровне. Даже сочетание слов «Игорь Шпильбанд» звучит попрестижнее. Не исключаю, что сотрудничество с Александром Лакерником в рамках глобальной академии — не только полезный и коммерческий проект, но и один из выходов на мировое судейское сообщество (Лакерник — бывший вице-президент ISU). Этери Тутберидзе тоже человек, и бесконечно ездить по российским регионам, собирая грамоты А4, ей не хочется. В Москве открывают центр ее имени — это тоже завершение определенной миссии. Но главная из них сейчас — Милан-2026 для ее грузинских спортсменов.
Именно поэтому в ближайшие годы мы можем увидеть спад интенсивности при подготовке новых звезд в «Хрустальном» (или уже в новом центре). Вряд ли это произойдет сразу, скорее перспектива на несколько лет вперед. Как знать, может, и гегемония в женском одиночном кончится, и будут у нас расти тысячи цветов.
А Аделия Петросян ведь тоже имеет запасной аэродром. Да, сейчас вроде бы никаких рейсов на него не планируется, но нет ничего более постоянного, чем временное (отстранение). И фигуристка с армянскими корнями, которая не ездила ни на один взрослый международный турнир в карьере, может задуматься, если вдруг увидит, что ни на олимпийском, ни на исушном фронте ничего не меняется. И если Армения, конечно, захочет за нее побороться. Именно поэтому сейчас чье-либо лидерство в принципе зыбко.