Рома "Акробат" внедрил в команду сальто
Роман Дырин, которого вся сноуборд-общественность знает по прозвищу "Акробат", с сентября работает тренером сборной России по сноуборду. Первыми впечатлениями он поделился с корреспондентом "СЭ ЭКСТРИМ".
Роман – один из первых сноубордистов-прорайдеров нашей страны. Его прыжки на легендарных соревнованиях "Nescafe – чистая энергия" на Воробьевых горах подвигли заняться сноубордингом не один десяток ребят. В начале карьеры Акробат был, естественно, акробатом, затем работал в цирке, потом катался на агрессивных роликах (был основателем команды "Roces Россия"), затем представлял команду Salomon, а также снимался в первом выпуске телешоу "Фактор страха" в Аргентине. А еще – танцевал на Арбате с командой брейкеров B-People.
Последние пять лет активно увлекался мотоспортом – трюковой ездой на мотоциклах (стантрайдингом), основав команду "Moscow Stunt Crew".
- Напомни читателям, в каком году ты начал кататься на сноуборде?
- В 1994-м.
- Кроме того, в 2003 году ты участвовал в первом телешоу "Фактор страха", где герои ели жуков...
- Я жуков не ел! Съемки проходили в Аргентине, нас было три девочки и три мальчика. Участвовали в конкурсах, после каждого из которых кто-то отсеивался. Я в результате остался и выиграл 100 тысяч рублей. На что потратил – не помню, разошлось как-то…
- C какого времени ты работаешь тренером сборной команды по сноуборду?
- Официально был зачислен 1 августа 2010 года, в середине того же месяца уже улетел на отборочный сбор.
- Существует определенное противостояние между официальным сноубордингом (в основном жесткими параллельными дисциплинами) и простыми любителями сноуборда, которых в стране – тысячи. Как ты думаешь, будет ли меняться эта ситуация?
- Думаю, должна начать меняться! Если брать наше время, тогда нами мало кто занимался, мы как-то сами себе были предоставлены. Хотя могли поехать и на Кубок мира – ездили на тренировки, заявлялись на этапы, у нас были ФИС-коды. Но все это на нерегулярной основе – то съездили, то не съездили, рейтинг был, естественно, минимальный. Даже в те времена в жестких дисциплинах результаты были более серьезными, на команду выделялись деньги. Поэтому в данный момент "жесткие" так хорошо представлены на призовых местах на Кубках мира и Олимпиаде.
В связи с тем, что грядет Олимпиада в Сочи, было принято решение, что надо себя там показать. Вот и прилагаются усилия к тому, чтобы наши спортсмены поднимались в уровне и в сноуборд-фристайле (хаф-пайп, биг-эйр, слоупстайл).
- Кого ты сейчас видишь в числе наиболее перспективных ребят в нашей "мягкой" сборной?
- Как показывает практика, за три года может многое поменяться. Те люди, которые находятся в сборной сейчас, до Олимпиады могут в ней не остаться. Сейчас сложно говорить, потому что упор все равно будет делаться, скорее, на более молодых ребят.
- Существуют ли какие-то критерии отбора? Как это обычно происходит?
- У нас на момент формирования сборной были некоторые требования и схема была простая. Грубо говоря, взяли 10 человек из рейтинга проведенных соревнований, поставили некий стандарт - набор по трюкам, и из этих 10 было отобрано шесть человек (отбор проходил на летних сборах в Швейцарии, причем не в жесткой форме соревнований, на тренировках фиксировались выполненные трюки).
Вообще, существует система по отбору спортсменов, называемая "китайской". Берут порядка 1000 человек, и они начинают проходить тесты. Люди вообще могут не стоять на сноуборде – сначала проходят ОФП: кто-то остался, кто-то – отсеялся. Потом тест по здоровью. Потом – еще какой-то тест. Так остается человек 50, которых уже ставят на доски. Из них, например, человек 20 поехало. Из этих 20 10 упали, 10 – доехали до кочки… В итоге из них выберут, может быть, пятерых или трех, которые станут спортсменами.
- Наша команда сейчас уже вовсю тренируется и выступает на Кубках Европы и мира…
- Для тренировок куплена специальная надувная подушка для приземления прыжков и трюков. Ее можно поставить и у трамплина, и в пайпе, она повторяет радиус стены – какая-то фантастическая подушка! На ней проведут специальные сборы, чтобы ребята учили новые трюки. Сейчас решается вопрос, где она будет стоять – в Новосибирске или в Москве.
- У нас в России появится, наконец, хаф-пайп?
- Речь о покупке ратрака и насадок идет. Еще встает вопрос – где строить, потому что ратрак с насадкой поломать - не проблема. Вещь сложная. Купить-то просто, вопрос – кто будет эксплуатировать эту технику? Возможно, гораздо проще отсылать всю команду в Америку или Новую Зеландию, и пусть она там сидит, тренируется!
- Как-то непатриотично получается…
- С одной стороны, да. С другой стороны – китайские и японские сборные из Новой Зеландии не вылезают! Это и деньги, но в то же время - и результат. Вот как китайцы выступили на Кубке мира в Саас-Фе: в тройке - две девчонки, а катаются они всего три года! И, скажу честно, если этих девочек запустить на чемпионат России в мужской зачет, нашим парням пришлось бы тяжко завоевывать свои звания! Хорошая амплитуда, трюки с вращениями на 720 градусов, а то и 900, мактвисты.
- У них есть какие-то секреты подготовки?..
- Дело не в секретах, дело – в условиях! Были бы хорошие условия – безопасный ровный пайп, подушки - были бы результаты. А то как получается – у нас прошли два сбора в Церматте, и оба раза нормального пайпа не было. Его не готовят, сделали только буквально к Кубку мира в Саас-Фе в начале ноября. Приезжал Жора Стеценко (сертифицированный судья ФИС и представитель World Snowboard Federation – Russia. – Прим. ред.), прокатился, так аж пищал от восторга и говорил: "Такого идеального пайпа без единого бугорка я никогда не видел!" Пайп уже на Кубке Европы был нормальный, а к миру его еще углубили, он был леденистый, но не жесткий. Очень круто ухаживали.
- Что будет дальше, помимо известного календаря соревнований?
- В ближайшее время сборная разделяется, и второй состав (а это Оля Смешливая, Мария Красина, Николай Биланин, Гена Якушкин, Саша Волков, Варя Ушкова, Виктор Теймуров) едет в Лаакс, а основной состав – Паша Харитонов, Сергей Тарасов-мл., Дима Миндруль, Алена Алехина - в декабре поедет тренироваться в Америку.
- Мы выступаем на этапах Кубка мира и Европы – какие у нас перспективы?
- Что касается трамплинов, сейчас квалификация – это сплошные дабл корки (double cork – двойное сальто с вращением на 360 градусов в смещенной плоскости. – Прим. ред.). Люди с идеальным дабл корком становятся, например, 14-ми в квалификации… Сноубординг уже шагнул на следующий уровень. Если раньше прыгали 540, то сейчас с таким трюком можно никуда не ехать, сидеть дома! Что в пайпе – у тебя должны быть "девятки" в обе стороны, а хорошо бы и "десятки"! Тогда ты, может быть, войдешь в десять лучших на Кубке мира.
В Саас-Фе французы выдавали – 900-900, 1080-1080 и в конце, по-моему, дабл корк – бум, и уехал. Что тут уж? Серьезный уровень. Так что без таких трюков соваться на Кубок мира и думать, что мы займем какие-то призовые места – это сложно. Если только все упадут или не приедут! Два варианта.
- Как у вас строится работа в сборной? Давишь ребят авторитетом? Ругаешь их или, наоборот, хвалишь?
- Нет, я, можно сказать, сейчас съездил только на третий сбор. Моя задача – не то чтобы их строить, пока я вливаюсь, смотрю на происходящее, как все происходит. Занимаюсь второй тренировкой, ОФП, упражнениями на координацию.
В ОФП они делают пробежки, растяжку… Еще я внедрил в команду сальто, так как без него сейчас никуда! Все делают, даже девочки стараются. Хотя и с неохотой.
- Расскажи подробнее о том, как тренируются девчонки…
- Но я не знаю, насколько наши девушки понимают все происходящее именно в женском пайпе. Хотя, наверное, осознают. Что с программой 540 и попыткой сделать 720 они далеко не пойдут. Я, конечно, понимаю, что заставлять, может быть, и надо, но в первую очередь должно быть желание у самих девочек. Ну и, конечно же, нужны условия, в которых тренировки будут безопасными. Есть Олимпиада, куда надо попасть, причем с хорошей программой, а с 540 это будет сделать очень сложно, так как некоторые девочки уже тренируют дабл корки.
- Как строится ваш день на выезде?
- С утра – зарядка, потом идем на гору. Катаемся до часу-двух, спустились – обед. После обеда через какое-то время - вторая тренировка, ОФП без жестких нагрузок, подкачка. Или пробежка плюс игры – футбол, волейбол.
- На скейте катаетесь? И Подладчиков, и Витя Теймуров были неоднократно замечены в скейтпарках…
- Да, некоторые райдеры это практикуют, но уже после второй тренировки и не в рамках программы. На мой взгляд, скейтбординг может привести к дополнительному травматизму. Я не думаю, что тренер отправляет Подладчикова перед Кубком мира кататься в какую-нибудь рампу. Ни в коем случае! У них очень жесткий график, и даже если пайп чуть-чуть кривой, членов сборной Швейцарии туда уже не пускают.
- На каком оборудовании вы катаетесь?
- У кого-то есть спонсоры, которые предоставляют одежду, оптику. Сейчас мы съездили, закупили всем доски Burton, так что теперь все – на "Кастомах". Шлемы RED, выделили дополнительную защитную экипировку – шорты, защита спины.
- Есть ли у вас в сборной какая-то специальная внеспортивная подготовка? Например, сноуборд-фильмы вместе смотрите?
- Централизованно, наверное, нет. После тренировки все приходят и – хоп! - к себе в ноутбуки. Интернет просто шкалит!
- Подготовку на батуте планируешь ввести?
- Добиваюсь. Хочу, чтобы батут был в суперобязательной программе! Проблема в том, что ребята в сборной – кто откуда, нет такого – сняли зал в определенном месте и занимаемся. Хотя, по идее, основная часть живет в Москве, два раза в неделю могли бы тренироваться.
Предлагали организовать сбор на "Круглом", где есть гимнастическая база. Так что речь о батуте идет. Сноуборд давно ушел в сальто, на мой взгляд, дабл – это еще что, и тройных вращений стоит ожидать! Будут крутиться-вертеться черт знает как, только успевай разглядеть!
Подготовила Наташа Полетаева