Саша Чижов: бытописатель российского нью-скула
Александр Чижов – один из лучших фотографов в мире российского нью-скула, новой формации горных лыж. Он не только снимает, но и делает интернет-журнал Freeskier Mag, а также организует и проводит соревнования.
- Как ты начал фотографировать?
- Фоткать начал еще во времена пленочной техники, лет 15 назад. Как и многие подростки моего возраста, начинал с "Агата 18", снимал в основном природу, когда путешествовал с отцом по российским водоемам. Серьезно начал увлекаться фотографией, когда стал встречаться с будущей супругой. Она ходила в фотокружок, и нужно было составить ей компанию! Тогда уже начал снимать на "Зенит", первая модель 122, потом АПК. Это было самое прекрасное и незабываемое время, никакой цифры, куча проявленной пленки, сотни бумажных карточек, самостоятельная печать и огромная надежда, что после проявки получится именно то, что задумал.
- Какой камерой пользуешься и почему именно она?
- Сейчас самая любимая для творчества и работы – Canon 5d Mark2, для спорта и отдыха просто Mark2.
- Если у тебя съемка, ты всегда готов к ней? Или тебе больше нравится импровизация?
- Стараюсь быть готовым, но не всегда получается, а импровизировать приходится практически всегда, так как стандартных съемок даже на трамплинах не бывает, и постоянно происходят мелкие косяки.
- Есть ли какие-то публикации твоих фотографий, которые тебе особенно запомнились?
- Из лыжных работ запомнился плакат с лыжником Иваном Малаховым "Мэдом", который висел практически по всей Москве, с косячно калиброванным балансом белого и жуткой полиграфией (а ведь, наверное, никто и не подозревает, что над этой фоткой "поработал" дизайнер). Ну и, конечно, запомнились мои фотоотчеты в журнале freeskiermag.ru!
- Спортивная фотография очень выиграла от того, что появилась цифровая техника. А на пленку тебе нравится снимать?
- Выиграла природа, теперь не нужно уничтожать километры пленки и использовать вредные химикаты. Раньше мне очень нравилось снимать на пленку, во времена, когда на нее снимали все. Сейчас не люблю, если использовать пленку как отдых, то лучше я с удовольствием пойду в парк и нарисую картину маслом или акварелью. Для меня это более оттягивающие занятия, а пленку стараюсь использовать только для работы, когда это крайне необходимо, хотя с появлением CS5 нужда в пленке в большинстве случаев практически отпала.
- Твое отношение к раскадровке? Какой фотоаппарат, по твоему мнению, лучше всего раскрывает ее возможности?
- Положительное, грамотно сделанная раскадровка нравится мне так же, как и грамотно сделанный одиночный снимок. Хотя, конечно, зачастую после изготовления раскадровки понимаешь, что хватило бы и одного кадра. Раскадровку можно сделать на любом скоростном аппарате, самым оптимальным, думаю, можно считать фотик со скоростью 5-6 кадров в секунду.
- Используешь ли в съемке автоматический режим или только ручной?
- Использую и то, и то. В горах и при ночной съемке со вспышками чаще использую ручной.
- Как часто обновляешь свое оборудование?
- Стараюсь покупать, по возможности, сразу качественные вещи и меняю их, только когда в этом возникает серьезная необходимость. Стараюсь бережно относиться к своей аппаратуре, и она в ответ на это вполне долго функционирует. Вообще, частая смена аппаратуры более актуальна для свадебной съемки, а спорт можно снимать и недорогим аппаратом много лет.
- Имеет ли смысл сразу покупать технику высшего качества или можно начать с полупрофессиональных фотиков и ниже?
- Естественно, лучше начинать с полупрофессиональной техники, она как минимум гораздо дешевле и проще в обращении. Можно сразу за не очень большие деньги купить полный набор необходимой аппаратуры, которая будет хорошо функционировать. Единственный нюанс в съемке зимнего экстрима - это то, что техника постоянно эксплуатируется в экстремальных условиях, и желательно покупать влагозащитное оборудование и объективы с внутренней фокусировкой. Но это все актуально только для тех, кто сильно увлечен съемкой экшн-спорта зимой. Дешевой зеркалки с китовым "шириком" и дешевым оригинальным зумом вполне хватит в сочетании со вспышкой и парой синхронизаторов.
- Современные фотоаппараты напичканы огромным числом функций, каков процент их использования?
- 92,333%...
- Редактируешь ли ты свои фотографии в фотошопе, какими инструментами пользуешься?
- В ФШ в основном выправляю резкость, работаю со слоями и собираю раскадровки.
- Чем схожа работа фотографа и художника, пишущего картины?
- Это как сравнивать мультфильм и фильм: вроде бы одно и то же, но хреновых мультфильмов практически нет, а фильмов - полно. В хорошую картину обычно вложено гораздо больше души, да и композиции художник, как правило, отдает больше внимания и не рисует все подряд.
- Что для тебя значит удачная фотография? Какие компоненты этого понятия ты бы вычленил?
- В спорте удачная фотография, когда ты находился в нужное время в нужном месте и успел вовремя составить кадр и нажать на кнопку.
- Влияет ли настроение на качество съемки?
- Конечно, влияет. Целый день съемок может пройти как одно мгновение, когда съемка интересная, даже если условия работы сложные. Самое серьезное, что негативно влияет на качество съемки, это усталость и раздраженность, хотя иногда бывают настолько позитивные съемки, что приезжаешь работать дико усталый, а возвращаешься домой полным энергии и позитива.
- Как считаешь, если ты талантлив, то достаточно ли использовать минимальное оборудование?
- В принципе, достаточно, если это более-менее нормальное оборудование и ты умеешь им очень хорошо пользоваться. Просто талантливый человек, как правило, быстрее учится, но не рождается с умениями и секретами профессии. Вообще, главное - это не талант, а огромное желание и усидчивость, с этими компонентами можно добиться прогресса в любой области, и это можно отнести к любому делу и профессии. Как говорят дизайнеры, есть одаренный дизайнер и есть опытный дизайнер и, как правило, опытный дизайнер становится креативнее и талантливее одаренного, но ленивого.
- Прикинь максимальный вес фотоэкипа, который ты можешь таскать на себе по снегу?
- Не более 30 кг, дальше лыжи сильно проваливаются.
- Что больше нравится снимать – портрет, пейзаж или экшн, цветное или черно-белое?
- Пейзаж, цвет.
- Когда ты по другую сторону объектива и видишь отличный кадр в окошке своего фотоаппарата – хочется ли тебе в этот момент быть на месте райдера?
- В этот момент хочется не упустить этот кадр, а на месте райдера хочется быть, когда стоишь и тупишь у трамплина в ожидании этого райдера.
- Как ты оцениваешь сегодняшний уровень фотографов в лыжах/сноуборде? Насколько заметен прогресс?
- В нашей стране прогресс и уровень профессиональных экшн-фотографов довольно высок, хотя и немного не дотягивает до мирового уровня. Но это все зависит от условий, в которых приходится работать. Крутых профиков не очень много, и бюджеты на съемки минимальны (за редким исключением). Любительский уровень сложно отследить, так как в данный момент для многих это, скорее, модное увлечение.
- Многие фотографы сталкиваются с дилеммой: Canon или Nikon. Ты, похоже, отдаешь предпочтение первой фирме. Почему?
- Потому, что начал с "Кэнона", а сейчас уже поздно дезертировать.
- Напоследок дай совет стремящимся к успеху фотографам, который они не смогут услышать ни от кого из индустрии, кроме тебя…
- Становитесь лыжными фотографами, и будет вам счастье!
По материалам twintip.ru
Дополнительную информацию и фото можно найти здесь