3 февраля 2010, 03:13

Андрей Ригин: раньше мы болели за идею!

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Андрей "Рига" Ригин - тренер, идеолог и руководитель клуба "Wake Brothers", организатор подавляющего большинства вейк-соревнований в нашей стране, президент Национальной ассоциации вейкбординга России (NWA). В интервью "СЭ ЭКСТРИМ" он рассказывает о прошлом, настоящем и будущем российской вейк-индустрии.

- Создается впечатление, что за прошедшие несколько лет вейкбординг выглядит наиболее прогрессивно развивающимся видом экстремального спорта…

- А мне кажется, что из-за скромности бюджетов и в связи с кризисом спорт развивается недостаточно динамично. Я бы ожидал в этом году гораздо большего притока любителей, но подкосили финансы… Сегодня в Москве насчитывается восемь-девять станций, которые позиционируют себя как вейк-клубы, всего по стране - около 20 подобных заведений. Но что это значит для России, если в маленькой Германии их больше сотни?

С другой стороны, если взять количество катеров, которые появились за последние годы… Шесть-семь лет назад вейкбордический буксировщик был великой редкостью, в начале двухтысячных их по всей стране по пальцам можно было пересчитать. А сейчас только в "Крокусе" стоит больше 20. Плюс Строгино, Пирогово, Клязьминское водохранилище – действительно, катеров стало много. Но огромное их количество – в частном пользовании, они не принадлежат клубам, работают на развитие вейкбординга в масштабах отдельно взятой ячейки общества. В регионах такой массовости, как в Москве, пока нет. Столица - единственный город, где так много катаются, – даже в Питере вейкбордингом увлекается меньше народа. На весь Питер можно выделить два-три клуба.

Помню времена, вейкбордингом только заболевали, и в Москве появлялись самые первые катера – тогда было за счастье прокатиться за воднолыжным катером! А чемпионат Орловской области в свое время мы проводили за МЧС-овским то ли "Амуром", то ли "Барсом", и главное, никто не стонал, что волна "не та" или водила "неправильный". Все просто болели за идею! Были и такие времена…

- В Москве катаются больше, но питерские спортсмены на соревнованиях гораздо сильнее московских, не говоря уже о Никите Мартьянове. Почему?

- Если раньше у меня были ответы на эти вопросы, то сейчас очевидных ответов нет… Видимо, все-таки школа есть школа. Каждый год общего прогресса в нескольких клубах вызывает соперничество, возникает соревнование. В Питере очень хорошие катающиеся тренеры – тот же Александр Гамаюнов, Константин Худницкий. Там народ - влюбленный в вейкбординг, усидчивый.

Да, и в Москве тренеры есть, но то спортсменов нет, то усидчивости, то банально - времени. Нет какого-то командного духа, и нет дикого стремления побеждать. В столице можно выделить буквально два - три спортсмена, у которых есть вот это чувство: "Хочу быть лучшим!" А в Питере оно - на другом уровне.

- Этим летом на нескольких городских праздниках выстрелила конструкция рool 2 pool, в которой вейкбордеры прыгают из бассейна в бассейн – прокомментируй ситуацию…

- Это не новая модная вещь, мы придумали эту конструкцию много лет назад. Разрабатывали идею с Пашковым пять лет, просто не было денег на ее реализацию. А "Траектория" смогла выделить деньги из своего торгового бюджета. Им есть на что строить – нам, к сожалению, было не на что.

В свое время мы с Юрой Пашковым сделали презентацию двух таких проектов – они расписаны на бумаге и обсчитаны; были предложены к проведению в трех и потом пяти городах, но финансирования не нашлось. А первые бассейны я собрал с командой THM на стоянке нашего яхт-клуба. Сделали две емкости, поставили между ними стол деревянный, в заезд – лавочку. Это и были первые бассейны. Они были у нас подлиннее – 10 и 12 метров, между ними стояла перила. Так что мысль не новая.

А наш оригинальный проект назывался "Вейк-мобиль" – мы хотели купить здоровый пикап, стилизовать его под катер – поставить тауэр, должным образом разукрасить. Готовился тур с этим пикапом, бассейнами, фонтанами – причем спортсмена можно было буксировать и за пикапом вдоль береговой линии, и за лебедкой - по фонтанам, по бассейнам… Проект существует до сих пор. И картинка настолько прикольная, что забрендировать ей можно что угодно! От кофе до презервативов! Вообще, вейкбординг – это картинка под любую рекламу.

Вот сказал, а теперь думаю - не поедет ли такой вейк-мобиль по городам и весям после этой публикации без нашего участия? Что-то подобное уже есть у ТНМ, но в упрощенном виде. У них в кузове пикапа стоит винч, но они используют это оборудование лишь для собственного удовольствия и кое-каких съемок.

Но самое смешное и логичное, вейк – это лучшая реклама моющей жидкости "Fairy"! Даже слоган у нас был: "Fairy" – лучший друг вейкбордиста!" (нога очень тяжело входила в вейкбордические крепления старого формата, и для облегчения доступа в ботинок наливали немного моющего средства. – Прим. ред.). Сейчас новое поколение креплений, оно подразумевает, что нога все-таки входит нормально – применяют специальные материалы. Но старые крепления до сих пор требуют "Fairy", да и в новые некоторые любят подлить, чтобы полегче влезало.

Когда питерские первый раз приехали к нам на соревнования и увидели, что у нас "Fairy" рекой льется, у них волосы дыбом встали – они пользовались самым дешевым жидким мылом. А мы – жлобы, москвичи, "Fairy" покупаем! А нам просто бутылка удобной казалась…

- Некоторые сетуют на ценовую политику, мол, заниматься вейкбордингом недешево…

- У нас во многих клубах себестоимость катания и цена, выставляемая для клиентов, очень близка, зазор очень маленький. Многие бы удивились, если бы узнали, сколько стоит катание с учетом зарплат, амортизации, стоимости обслуживания, бензина… А если еще команду поддерживать…

Как-то раз я разговаривал в Киеве с представителем канатных дорог Rixen, и он совершенно четко сказал, что у них лебедка сама по себе, в эксплуатации, денежную массу не приносит. И это – лебедка! Приносит структура, которая стоит вокруг нее. Кафешки, прокаты, гостиницы.

Вообще, когда обсуждают цены… Существует продукт, он столько-то стоит. Хотите – покупайте, хотите – не покупайте. А когда начинают пытаться высчитать: "За столько - я буду кататься, за столько – не буду…" Поставьте лебедку или купите катер и устанавливайте свои цены. Если катер обходится в 100 тысяч долларов, а вашим основным занятием является вейкбординг, то надо его как-то отбивать. Вейк – дорогой вид спорта, и это надо понимать. С парашютом прыгать тоже недешево, а авиационный пилотаж – еще круче. У каждого спорта есть своя цена…

- В последнее время стало модным выписывать тренеров из-за границы или ездить в иностранные вейк-лагеря. Насколько оправданы такие поездки?

- Абсолютно оправданы. Более того – я считаю, что оправданы поездки не только к иностранным тренерам, но и в другие клубы России. На некоторых трюках спортсмены начинают циклиться, и никак не получается их отработать - райдеры перестают слушать тренера. Ори не ори, объясняй не объясняй – бесполезняк.

Например, подведя спортсмена к какому-то трюку и понимая, что ему не хватает вот столечко, чтобы его сделать, стоит отправить райдера на тренировку в какой-нибудь хороший дружественный клуб. И это может в корне изменить ситуацию! У нас таким образом мучился Оводов. Потом поехал в Самару, а там полно народу и все raley мочат. Значит, тоже нужно, плюс почти знает, как делать, плюс старшие товарищи подсказали – взял и сделал. То же самое – никак у него scareсrow не выходил. Один день покатался с Лотой, и сразу сделал, потому что был уже подготовлен. Нужно было только довести другими словами.

А если ты собираешься выступать на соревнованиях, очень полезно покататься за разными катерами, чтобы на любой волне любой формы ты не терялся. Волна за каждым катером, как ни крути, разная.

В этой связи наш клуб сейчас предлагает услугу семинаров. Мы готовы выехать в любую часть света на определенных условиях с группой товарищей – желательно, чтобы их было не слишком много (в противном случае внимание рассеивается). Не каждый спортсмен может нормально объяснить другому, чего ему не хватает – у нас будет объяснять тренер в катере, это намного более эффективно. Райдер выполняет трюк, тренер его синхронно объясняет студентам, находящимся рядом с ним. Плюс к этому мы даем рекомендации пилотам по вождению буксировщика, проводим теоретические занятия на суше. Очень удобно для образующихся вейк-клубов и просто тусовок.

- Можешь отметить кого-то из спортсменов, у кого больше перспектив после окончания сезона-2009?

- Я пропустил самарский чемпионат России по вейку, поэтому мне трудно судить. Хотя вижу, что Поволжье рубится круто! Существуют старики – Логачев, Климов, с ними все ясно. А так, в принципе, все как на ладони. Какие были спортсмены, такие и есть. В Питере перспективны Худницкий-младший, Терсков-младший, Савченко. Радикально новых, о которых можно выразиться – вау, самородочек растет, я пока не вижу. В Москве заметно прогресснул, наверное, только Роман Оводов. Остальные прибавили по паре трюков за сезон, не более. На лебедке другое дело. Там прогресс среди москвичей очень заметен. Если говорить о вейкскейте, то лидерство Темы Дунаева в нашей стране пока неоспоримо. И по лебедочной, и по катерной версии. Это единственный российский вейкскейтер, катающийся на международном уровне.

- Сейчас за катером народ катает и вейкбординг, и вейксерф, и вейкскейт. Что, на твой взгляд, наиболее популярно?

- Вейкборд и вейкскейт - это европейское и американское увлечение. На скейте, в основном, катаются за лебедкой, их в Европе очень много. У нас на первом месте по популярности вейкборд, затем – скейт и вейксерф. У последнего наметилась дикая тенденция к росту популярности, потому что у нас серфинг вообще пользуется большой славой и весьма моден в связи с открытием русских серф-школ на Бали, в Доминикане и т.д. - после проведения Кубка России по серфингу…

Но мне вейксерфинг представляется баловством – пока еще нет школы, нет трюкологии, и он кажется спортом для ленивых, для тех, кто не хочет заставлять себя работать на вейке и боится травм; для тех, кто не хочет по-настоящему тренироваться на вейкскейте (скейт, между прочим, технически очень непростой спорт).

А вейксерф – там минимально понимание волны: схватил ее раз, другой-третий, все – ты пошел. А если пройти с доской по пляжу – все девчонки твои! Серфер идет по пляжу в Подмосковье! Это ж фурор какой! Только ожерелья из цветов не хватает. Я отношусь к вейксерфу не очень серьезно, больше как к чистому фану, пока далекому у нас от спорта.

- Большинство наших спортсменов предпочитают кататься и выступать за катером, в то время как в остальном мире популярно катание и трюки за лебедкой. Почему?

- У нас в прошлом году на гладкой воде мог выступать только Евгений Кабанов, но у него был провал по фигурам. В этом году с гладкой воды прыгало человек шесть - восемь точно. Более того, в 2009-м лебедку попробовал Рома Оводов (пару дней потренировался) – и через два дня он начал крутить backroll на гладкой воде, как здрасьте. Просто не было понимания у людей, не было желания, сейчас оно появилось. А тормозит развитие лебедочного катания отсутствие парка.

Из фигур, которые стоят на лебедке в Строгино, сейчас правильно сделан только трамплин. И то там пластик "не той системы" – например, буржуи не сертифицировали бы данный трамплин на соревнованиях, потому что он не считается безопасным. Сама фигура – с классическим радиусом, классической ширины, в этом отношении все правильно. Слайд-бокс ребята-энтузиасты под руководством Лехи Макеева сварили сами, но делали все на глаз, по наитию. Фигура есть, хотя ее нельзя назвать суперхорошей, но кататься по ней можно.

А препятствия, на которых надо тренироваться и которые используются на соревнованиях международного уровня, имеют определенные параметры, которых надо придерживаться. Парк хорошего уровня, например, может обойтись в постройке в сумму более 100 тысяч долларов - очень дорогие, в основном, пластики. В 2008 году мы с Андреем "Перестрелкой" делали фигуру для Adrenalin Games (подозреваю, что тот, на лебедке, сделан по тем же чертежам). Насколько я помню, фигура обошлась более 3 тысяч долларов по ценам 2008 года. Притом, что мы применяли недорогой пластик и не тот, который сертифицирован для зарубежных парков.

Что характерно, в России и Украине пластик нужного качества найти никто не может – хохлы для соревнований в Киеве везли пластик из Германии, а фигуры строили сами. В Анапе, где проводился финал чемпионата мира на лебедке по версии IWSF, целиком привозной парк. Но нельзя сказать, что все так плохо – в самое ближайшее время мы будем инициировать создание нового российского парка. Так что, может, в следующем сезоне он у нас и появится!


Дополнительная информация и фото Андрея - в первом российском бесплатном флэш-журнале Lineup Mag.
Скачать журнал можно здесь

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости