Родченкова обменяют на Сноудена. Может ли это быть правдой?
До заседания комитета по соответствию ВАДА, который может запустить новый виток антидопинговых санкций против России, осталась всего неделя. Ожидание этого события сильно взбодрило давних критиков нашей страны. На этой неделе многие из них собрались на конференции Play the Game 2019 в американском Колорадо-Спрингс. Экс-глава ВАДА Ричард Паунд, бывший норвежский министр Линда Хеллеланд, информаторы супруги Степановы... В этой компании не хватает только Григория Родченкова. Но вместо экс-главы Московской лаборатории приехал режиссер фильма «Икар» Брайан Фогель.
Именно Фогель озвучил информацию, взбодрившую участников конференции на фоне бесконечных жалоб на российскую государственную допинговую систему и бесхребетность ВАДА. «Путин предложил Трампу выдать Григория Родченкова, — озвучил свой инсайд давний кинодруг беглого ученого. — Обсуждалась идея об обмене его на Эдварда Сноудена». Разумеется, в нашем сумасшедшем мире возможно все, и всей правды мы не узнаем никогда. Однако сама идея подобного обмена вызывает бурные чувства, главное из которых — недоумение.
Враг спецслужб и Сноуден наоборот
Если кто-то забыл или запутался, в двух словах напомню кто такие Сноуден и Родченков. Бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден в 2013 году рассказал миру о глобальной программе электронной слежки американских спецслужб за собственными соотечественниками и иностранцами, в том числе — за главами союзных держав. Сначала разоблачитель укрылся в Гонконге, а потом получил убежище в России, где живет последние шесть лет.
Поступок Сноудена во многом побудил к действиями главу Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. В начале 2016 года ученый с помощью Фогеля бежал в США, где принялся обнародовать компромат о якобы имевших место допинговых нарушениях в России. Именно эти показания легли в основу обвинений, которые привели к международным санкциям против российской спорта. В нашей стране против Родченкова заведены уголовные дела о злоупотреблении должностными полномочиями. В США ученый включен в программу защиты свидетелей.
Дело в принципе
Откуда Фогель мог узнать о планах обмена Сноудена на Родченкова? Вокруг обоих беглецов витает невероятное количество слухов, проверить достоверность которых нет никакой возможности. Очевидно, что Григорий Михайлович полностью находится во власти правительства США и очень опасается возвращения в Россию. Наверняка это его главный кошмар. Другой вопрос, имеет ли он под собой основания. Мне кажется, что нет.
Одно дело меняться разоблаченными шпионами, а другое дело — беглыми правдорубами вроде Сноудена и Родченкова. Как бы к ним кто не относился, но депортация таких персонажей на родину — это очень плохой сигнал для всех их возможных последователей. Ни одна большая держава на такое не пойдет. И дело здесь ни в уровне доверия между руководителями США и России, а в принципе.
Практического смыла возвращать Родченкова на родину, как мне кажется, тоже нет. Все, что мог, он уже рассказал. Мстить сейчас беглому ученому — это значит косвенно признать его правоту и еще сильнее усложнить ситуацию с допинговыми обвинениями в адрес России. Кроме того, Григорию Михайловичу, в отличие от Сноудена, инкриминируется не измена родине, а уголовная статья с максимальным сроком заключения в четыре года. Обмен получается неравноценным.
Свежее лицо
На ту же конференцию в Колорадо-Спринг прибыл и глава РУСАДА Юрий Ганус. Этот чиновник, называющий борьбу с допингом не работой, а своей миссией, в последние несколько недель успел обнаружить заговор и среди спортивных властей России, и в отечественных СМИ, и среди руководителей федераций и вообще наговорил столько, что всем нам впору лезть в петлю — от стыда и позора.
При этом на недавнем форуме Sport Leaders Global в Москве Ганус не смог внятно ответить мне ни на один конкретный вопрос, выходящий за рамки утверждений «допинг-зло» и «в России нет антидопинговой культуры». Увы, ситуация с активностью Гануса в нынешние времена тоже патовая. Хотя лично мне кажется, что как раз босс РУСАДА — самая подходящая кандидатура для обмена. Порой складывается впечатление, что он не помогает России завершить этот допинговый кошмар, а только разжигает конфликт.?