Вместо подписи Родченкова — скан. Говорят, это обычная практика
Сегодня стали известны результаты экспертизы международной группы экспертов Group-IB, специализирующейся на предотвращении кибератак, касательно подписей бывшего главы Московской лаборатории Григория Родченкова.
У документов разные метаданные
Напомним, показания Родченкова являются ключевыми на проходящих сейчас слушаниях в Спортивном арбитражном суде по делу против российских биатлонисток Ольги Зайцевой, Ольги Вилухиной и Яны Романовой. Российская сторона обвинила Международный олимпийский комитет (МОК) в том, что подписи Родченкова были подделаны. И вот теперь эксперты подтвердили это заключение:
— Эксперты Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB проводили криминалистический анализ тех документов, которые были предоставлены заказчиком, адвокатской фирмой Herbert Smith Freehills: «Приложение 43 — Показания Доктора Григория М. Родченкова от 12 ноября 2019.pdf» («Exhibit 43 — Affidavit of Dr. Grigory M. Rodchenkov dated 12 November 2019.pdf»); «Приложение R-64 — Показания Доктора Григория М. Родченкова от 22 февраля 2020.pdf» («Exhibit R-64 — Affidavit of Dr. Grigory M. Rodchenkov dated 22 February 2020.pdf»), рассматриваемые в рамках сегодняшних слушаний Спортивного арбитражного суда (CAS).
Было выявлено, что это два разных документа с криминалистической точки зрения. У этих документов разные метаданные: размер файлов, версия PDF, в которой были созданы документы и пр. При этом, в ходе криминалистического анализа элементов файлов и сравнения документов удалось обнаружить, что на странице 16 PDF-файла «Exhibit 43 — Affidavit of Dr. Grigory M. Rodchenkov dated 12 November 2019.pdf» и странице 6 PDF-файла «Exhibit R-64 — Affidavit of Dr. Grigory M. Rodchenkov dated 22 February 2020.pdf» присутствуют полностью идентичные с точки зрения компьютерной криминалистики извлекаемые элементы — изображения с подписью.
Переводим с русского на русский. Получается, что МОК использовал образец так называемой электронной подписи Родченкова. Иначе, это просто скан его автографа, который может быть вставлен в любой документ. Речь не идет о подделке, даже российская сторона не ставит под сомнение, что образец принадлежит именно Родченкову. Проблема лишь в том, что он не подписывал каждую бумагу лично, а вместо этого туда был вставлен его электронный автограф.
Буря в стакане воды
А теперь самое интересное. По информации «СЭ», именно таким образом — с использованием скана подписи — были подписаны заключения экспертов, в том числе, и с российской стороны. В мировом спортивном праве это стандартная практика. Даже сам CAS порой использует этот способ. Более того, такой «электронный» автограф встречается и в самом докладе Макларена.
По регламенту, CAS обязан был отреагировать на протест российской стороны. Пусть даже сами арбитры по сто раз пользовались этим способом, неважно — протест есть протест. И сегодня представители МОК ответят на предъявленные обвинения. Способов это сделать множество, и необязательно для этого предъявлять живого Родченкова. Можно показать оригинальную подпись, либо даже подпись его адвоката, при наличии доверенности.
В общем-то, реальных проблем МОК мы пока не создали. И с вероятностью в 99 процентов уже сегодня инцидент будет закрыт. Надо ли было поднимать бурю в стакане воды и восставать против общепринятых принципов?