Новый круг ВАДА. Почему этот допинговый скандал опаснее, чем предыдущий
Если РУСАДА этой осенью из-за проблем с базой Московской лаборатории (LIMS) потеряет статус соответствия, возможно, не произойдет ничего трагического. В конце концов, прожили же мы три года и без признания ВАДА. Однако все это было при старом Всемирном антидопинговом кодексе. Сейчас же действует другой документ, и все может обернуться намного хуже, чем раньше. К какому сценарию надо быть готовым при самом неблагоприятном раскладе?
Главная проблема в восприятии ситуации вокруг РУСАДА состоит в том, что кажется: все это уже было, и худшее позади. Мол, ну лишит ВАДА Россию статуса соответствия за манипуляции с базой LIMS, и что? Будем судиться, бороться, отстаивать свои интересы — уже не впервой.
Ранее РУСАДА не имело соответствия целых три года. Из-за этого мы пропустили две Олимпиады: в Рио-2016 не было представителей отдельных видов спорта, в Пхенчхане-2018 — флага и гимна. Но тотального апокалипсиса не случилось нигде, кроме, пожалуй, легкой атлетики. Наши спортсмены так или иначе выступали, чиновники руководили, и процесс переговоров с ВАДА и Международным олимпийским комитетом (МОК) шел постоянно.
Предположительные манипуляции с базой данных — это все-таки не так плохо, как первые, самые сенсационные признания Григория Родченкова и изощренные планы, описанные в докладах Паунда и Макларена. Так почему же сейчас должно быть хуже, чем тогда, в 2015-м? Объясняем.
Новый Кодекс куда хуже прежнего
1 апреля 2018 года вступила в силу новая версия Всемирного антидопингового кодекса и международных стандартов. Один из них — Стандарт соответствия для подписантов Кодекса — подробно описывает все негативные последствия. И они куда более жесткие, чем те, которые были в предыдущем издании.
Потенциально этот сценарий все-таки может привести Россию к пропуску Олимпийских игр в Токио, причем мнения МОК никто даже спрашивать не станет. Изгнание всех наших представителей из международных федераций и даже пропуск футбольного чемпионата мира — тоже не фантастический исход. Подчеркнем, это не значит, что события наверняка будут разворачиваться именно таким образом. Очень надеемся, что нет. Но лучше быть готовыми к худшему и владеть полной информацией, чем потом удивляться и заявлять о незаконности происходящего.
Самый страшный сценарий
Итак, худший вариант — что может произойти с Россией, начиная с конца осени 2019 года:
1. Октябрь-2019. Если ответ российской стороны не удовлетворит Комитет по соответствию ВАДА, тот запускает процедуру отзыва соответствия у РУСАДА, причем по ускоренному формату.
2. Исполком ВАДА принимает рекомендацию Комитета по соответствию, РУСАДА теряет свой статус. Сразу после этого дело передается в Спортивный арбитражный суд (CAS) для окончательного вердикта. Параллельно российская сторона имеет возможность обратиться в CAS для апелляции.
3. Декабрь-2019. На подготовку апелляции уходит 21 день. Затем стороны согласуют состав панели из трех арбитров и начинаются слушания. Такие дела разбираются по ускоренной процедуре, и не позднее чем через три месяца после назначения арбитров CAS обязан объявить свой вердикт.
4. Начало весны 2020 года. CAS принимает решение о том, что РУСАДА не соответствует Кодексу и поддерживает позицию ВАДА. Этот вердикт окончательный: обжаловать его негде.
5. Российские представители в международных федерациях теряют свои посты. Вынуждены будут уйти и руководители, и другие россияне, занимающие позиции членов исполкомов, различных комитетов и так далее.
6. ВАДА ставит вопрос о необходимости того, чтобы в отсутствие РУСАДА его функции на территории России исполняла некая третья сторона. В 2016-2018 годах это было Британское антидопинговое агентство (UKAD). Но то сотрудничество было не беспроблемным, и далеко не факт, что британцы согласятся второй раз войти в ту же реку даже за солидную финансовую компенсацию.
7. Если договориться ни с кем не получается, ВАДА автоматически исключает всех российских спортсменов, кто попадает в зону ответственности РУСАДА, из участия во всех международных соревнованиях, включая Олимпийские и Паралимпийские игры. Это первый сценарий, в котором Россия не едет на Игры в Токио, а футболисты не участвуют в отборе на чемпионат мира.
8. Если третья сторона начинает тестирование на территории страны. Тем не менее, из-за тяжести допущенных нарушений, Россия теряет признание Олимпийским и Паралимпийским движением, а спортсмены не допускаются до участия в Играх на определенный период. Это решение принимает единолично ВАДА, и это второй сценарий, при котором мы не попадаем в Токио.
***
Еще раз — все это самый худший из вариантов. Наверняка нам все-таки удастся его избежать. Однако действующий Антидопинговый кодекс не исключает именно таких санкций. А вопрос применять наказание по самой жесткой планке, или все же избежать радикальных решений будет находится в компетенции Спортивного арбитража, который будет выслушивать как аргументы России, так и доводы МОК и ВАДА.