Голливуду нужны предатели. Даже больше, чем нелюбовь
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Режиссер "Икара" Брайан Фогель был настолько уверен в победе, что заранее заготовил приветственную речь со сцены. И самые теплые слова адресовал не родным и близким (что обычно делают, держа в руках статуэтку), а "безвестному информатору, который сейчас подвергается большой опасности".
То, что Родченков под угрозой, подчеркивается в каждой из последних историй, связанных с ним. Новой информации он дать уже не может, поэтому сейчас важнее не то, что он говорит, а то – как. Реальное значение сейчас имеет форма, потому что она создает образы и ассоциации.
Родченков дает классную, зловещую картинку. Появляется на экране то с измененной внешностью, то с маской на голове. Теперь вот вообще незримо, через друга-режиссера. Зато с самой главной трибуны современной поп-культуры.
Дневники и тайная переписка, дырка в стене и переодетые агенты, бегство и пластическая операция. Всю дорогу это было очень по-голливудски – потому Родченков и взял свой "Оскар" с такой легкостью.
Его история гораздо занятнее, чем "Нелюбовь" Звягинцева – проигравшего претендента от России в категории лучшего фильма на иностранном языке. Там – сложная и мрачная драма, почти достоевщина. Тут – остросюжетный политический триллер с открытой концовкой.
И заодно очень тонкая тема разоблачений в самых разных сферах, набирающая популярность на Западе. Люди, которых в английском языке метко называют whistleblowers, сейчас в центре внимания. К сожалению, точного определения этому понятию в русском языке нет. Если просто, то whisltleblower – это осведомитель. А если сложнее, то "человек, делающий общественным достоянием секретную информацию о противозаконной, аморальной или общественно вредной деятельности организации". Такое определение дает лингвистический портал Мультитран. И так, несомненно, воспринимают Родченкова. Для российских властей – предатель. Для Голливуда – уислблоуэр. Про таких нельзя не снять кино, и дело даже не в том, что герой – из России.
Своих фильмов в последние годы удостоились разные разоблачители: Джулиан Ассанж, публиковавший секретные документы в Викликс, бывший офицер ФБР Марк Фелт, сливавший в прессу информацию о деле "Уотергейта", экс-сотрудник АНБ Эдвард Сноуден. Между прочим, документальный фильм о Сноудене (Citizenfour) тоже взял своего "Оскара" – только три года назад. И у беглого американца точно так же нет гарантий, как и у беглого русского.
Убьют или нет – вот главная интрига во всех этих историях. Интрига, которую необходимо подогревать, чтобы зрителю было интересно. Фогель и Родченков с этой миссией справляются по-голливудски.