Впервые за базу LIMS дисквалифицировали не россиян. Спустя 10 лет приветы получили белорусы
Многие уже подзабыли, что такое это LIMS, а дисквалификации за нее сыплются и сыплются. Напоминаем, LIMS — это база данных Московской антидопинговой лаборатории. С которой во времена работы хорошо известного Григория Родченкова происходили очень странные дела. В частности, положительные пробы превращались в отрицательные, и спортсмены, уличенные в допинге, продолжали выступать. Точные масштабы происходившего определить трудно. ВАДА хотела их установить и для этого требовала у Москвы передать ей аутентичную базу. Потому что у самого сбежавшего Родченкова была лишь копия, и к ней возникали определенные вопросы.
Однако после передачи Россия была обвинена в корректировке информации задним числом с целью спасти репутацию некоторых уличенных спортсменов. Имела место эта корректировка или нет — непонятно. Но по итогам этого скандала наша сборная на двух последних Олимпиадах выступала без флага и гимна страны.
Кого уже дисквалифицировали?
Как бы то ни было, процесс выявления «спасенных» Родченковым в 2012-2015 годах спортсменов затянулся. Все собранные данные ВАДА передало в международные федерации. Те проводят свои расследования. А с учетом неспешности происходящего и за давностью лет многое просто сходит на нет. Тем более что практически все спортсмены, выступавшие в те времена, уже завершили карьеры. Но время от времени постдисквалы всплывают. В подавляющем большинстве случаев это касается легкой и тяжелой атлетики да биатлона.
Прошлым летом, например, скопом прилетели приветы из прошлого сразу 21-му штангисту. Легкоатлеты «письма счастья» получают не такими большими группами, зато регулярно. Последние двое были в этом месяце — метатель молота Кирилл Иконников и бегунья Елена Аржакова. Оба в 2012 году являлись крепкими середняками сборной. Не звезды, но на виду — заняли пятое и шестое места на Олимпийских играх в Лондоне. Правда, эти результаты уже аннулированы.
В биатлоне от LIMS пострадали топы: Евгений Устюгов, Светлана Слепцова, Алексей Волков. Доставалось гребцам, пловцам и многим другим. ВАДА говорило, что всего открыто порядка 500 дел. При этом стоит отметить, что не все они заканчиваются наказаниями. Где-то доказательной базы для этого недостаточно.
Кого из белорусов обвиняют?
Казалось бы, удивить LIMS уже нечем. Ну, выйдут по результатам расследования еще на кого-то. Никто особо даже внимания не обратит. Подобные истории уже давно не становятся инфоповодами — так, рутина. Но свежее сообщение AIU (независимой комиссии по борьбе с допингом в легкой атлетике) несколько озадачило. На основании базы данных Московской лаборатории отстранили трех... белорусов. Надежду Остапчук, Павла Кривицкого и Алену Киевич. Все они выступали на Играх в Лондоне.
Остапчук там даже выиграла турнир толкательниц ядра. Правда, в ее организме запрещенку нашли сразу — она была дисквалифицирована на четыре года уже на следующий день после завершения соревнований. Кривицкий тоже в этом смысле преуспел — спустя год он был пойман на гормоне роста и получил все те же четыре года. И лишь к Киевич с точки зрения антидопинга претензий ранее не было никаких.
Как эта тройка вообще очутилась в LIMS — загадка. В пояснениях AIU указано, что период нарушения — с 2012 по 2014 год. И если Кривицкий выступал хотя бы на ЧМ-2013 в Москве, то Остапчук и Киевич — нет. В те сроки они вообще у нас ни разу не соревновались. Возможно, Московская лаборатория тестировала пробы с каких-либо внутренних белорусских турниров. Но кому и зачем в России понадобилось спасать от наказания попавшихся спортсменов-соседей — абсолютно непонятно. Каких-то пазлов в этой истории определенно не хватает.