За чистоту российских олимпийцев ответят англичане?
Две ключевые фигуры – министр спорта Виталий Мутко и глава Олимпийского комитета России Александр Жуков – в течение пары дней сделали противоречащие друг другу заявления о том, когда, наконец, возобновит свою работу Российское антидопинговое агентство (РУСАДА).
Как известно, в середине ноября прошлого года РУСАДА было признано не соответствующим кодексу ВАДА и приостановило свою деятельность. В конце января РУСАДА заключило договор о сотрудничестве с Британским антидопинговым агентством (UKADA) и частично возобновило работу под надзором англичан. О полной независимости и возвращении признания ВАДА речи пока даже не идет.
Министр Виталий Мутко в эфире "Матч ТВ" констатирует: "Наша антидопинговая система после известного доклада независимой комиссии ВАДА была поражена в правах. Работа РУСАДА была приостановлена в части планирования и забора допинг-проб. Было заменено руководство этой организации. К октябрю-ноябрю все будет Российскому антидопинговому агентству возвращено. Но сейчас планированием и забором проб занимается Британское антидопинговое агентство".
Александр Жуков, находясь в Новосибирске, тем временем, видимо, считает, что коллега Мутко работает над возвращением полномочий РУСАДА уже к старту Олимпиады в Рио.
– Сегодня допинг-пробы у российских атлетов берут представители британской антидопинговой организации, что ненормально при наличии своей, – приводит слова Жукова ТАСС. – Я думаю, это должно быть сделано в ближайшее время. РУСАДА должно быть восстановлено в правах как лаборатория, где проводят анализ. Надежды есть, что успеем к Олимпиаде в Рио. Над этим работает министерство спорта.
ЛИМИТ СКАНДАЛОВ ИСЧЕРПАН
По информации "СЭ", более реальные сроки возобновления работы РУСАДА все-таки – будущая осень. Обоснованы они тем, что соглашение РУСАДА с Британским антидопинговым агентством истекает в конце сентября. И вряд ли британцы захотят терять деньги при досрочном расторжении договора, если можно "помариновать" проштрафившихся россиян подольше.
Это означает, что, скорее всего, к моменту отправки олимпийской сборной в Рио-де-Жанейро РУСАДА все еще функционировать не будет. И, следовательно, вся ответственность за "чистоту" российских олимпийцев ляжет на плечи британцев. Одна из основных функций UKADA, за которую они получают от россиян немалую плату, – это планирование тестирования. Иными словами, конкретный календарь с отметками, когда и у какого спортсмена нужно взять пробу.
Перед всеми последними летними Олимпийскими играми нашу команду в количестве более чем 400 человек проверяли централизованно, чуть ли не перед посадкой в самолет. И любого обладателя сомнительных допинг-проб без всяких колебаний с олимпийского рейса снимали. В столицу Бразилии нам как никогда важно привезти полностью "чистую" команду – лимит допинговых скандалов давно исчерпан. И любая положительная проба россиянина во время Игр будет воспринята как сигнал для немедленной травли всей нашей сборной.
Но как проверить всех олимпийцев, пока они не уехали в Рио, пока непонятно. UKADA этим совершенно точно заниматься не будет. Британцам на наши волнения плевать, а такое поголовное тестирование несколько противоречит духу антидопинговых правил. Ведь конечная цель у них – поимка нарушителя, когда бы она ни случилась.
ЧУДЕСА СО ЗНАКОМ МИНУС
Если очередной глупый случай с чем-то вроде милдроната в нашей команде всплывет уже в столице Игр, мировая общественность только ухмыльнется. Сотрудничать с какими-либо другими национальными антидопинговыми агентствами, кроме UKADA, нам запрещено. Вот и получается загадка: как выпутаться из сети, если руки связаны?
Кстати, потенциальным "допингерам" из России дорога на Игры сейчас открыта, как никогда. Количество взятых проб по линии UKADA уменьшилось в десятки раз, по сравнению с временами деятельности РУСАДА. Британцы, правда, утверждают, что делают акцент на "целевое тестирование", и эффективность антидопинговой программы не страдает.
Но вот вам свежий пример: легкоатлет Сергей Литвинов выложил в социальной сети "Фейсбук" свой бланк о прохождении допинг-контроля – первого с августа этого года! Получается, лидер сборной России в одной из самых "проблемных" дисциплин легкой атлетики – метании молота - более полугода не сдавал допинг-проб.
На выходе мы имеем что-то из области британского юмора: с одной стороны, допинг-офицеры по поручению UKADA мало кого проверяют, а с другой, на бумаге борьба с допингом в стране усилилась. Впрочем, до Рио остаются еще несколько месяцев, и надежда жива: вдруг РУСАДА, вопреки обстоятельствам, удастся совершить чудо и вернуть себе признание ВАДА? Не могут же в нашем спорте происходить чудеса исключительно со знаком "минус".