Фигуранты немецкого фильма начали отказываться от своих слов
ДОПИНГ
Юрист Артем Пацев, представляющий интересы ВФЛА по делу об обвинениях в нарушении антидопинговых правил, прозвучавших на немецком телеканале ARD, раскрыл "СЭ" подробности грядущей судебной тяжбы против авторов и героев скандального фильма.
– Иски уже поданы?
– Пока нет. Собираем доказательства. В частности, нередактированные записи заявлений героев фильма нам еще не предоставлены. Они есть у журналиста Хайо Зеппельта и теоретически должны быть у телеканала ARD. После их анализа станет понятно, содержится ли и там какой-то элемент клеветы. Ведь не исключено, что в полной версии высказывания будут иметь совершенно иной смысл. Пока федерация проводит расследование по фактам, которые были указаны в фильме. Если какие-то из них будут подтверждены – это послужит основанием для заведения антидопингового дела.
– А почему немцы вообще должны передать вам эти записи?
– Они и не обязаны. Но ведь журналист позиционирует свой фильм как попытку разобраться в ситуации и привлечь внимание к проблеме допинга. Отчасти это уже удалось, поскольку повлекло за собой расследования со стороны WADA и ИААФ. Но я не понимаю, чем может быть мотивировано его нежелание помочь разобраться и нам. Тем более, мы просим об электронных копиях, а не подлинную пленку. Но пока он вообще никак не отреагировал на нашу просьбу.
– А если записи вам так и не предоставят?
– Будем основываться на имеющихся фактах. Зеппельт в любом случае будет привлечен к делу в качестве ответчика, и тогда уже суд может запросить у него подлинники. Не исключено, что и главные действующие лица фильма для своей защиты также запросят эти записи.
– В какой суд вы собираетесь обращаться?
– Иски подаются по месту нахождения ответчика. У Степановых есть прописка в России, их адрес нам известен. Что касается иностранного журналиста и телеканала, то они будут участвовать в этом же процессе. Наше законодательство позволяет рассматривать подобные споры в российском суде. Хотя мы прорабатываем вариант с обращением и в суд в Германии.
– Там клевета уголовно наказуема?
– Я не специалист по немецкому праву, поэтому пока подробностей сообщить не могу.
– Правильно понимаю, что вы собираетесь подавать в суд и по другим пунктам, помимо клеветы?
– Нет-нет. В России клевета как раз уголовно наказуема. Мы же говорим о гражданско-правовых исках. То есть речь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации.
– Какого решения суда вы намерены добиться такими исками?
Русский допинг будут искать от Сенегала до Украины
– Законодательство предусматривает два основных варианта: компенсация в денежном выражении или опровержение. Добиться от ответчиков последнего будет сложно. Даже не представляю, как это можно осуществить. Спортсмены позовут того же журналиста и дадут опровержение на камеру, после чего выйдет новый фильм? Это в какой-то степени применимо только к журналисту и редакции телеканала. А что касается физических лиц, которые распространяют несоответствующие действительности сведения, то речь скорее о компенсации.
О фантастических суммах мы не говорим. Федерация не собирается зарабатывать на этом, нам важно в первую очередь добиться правды. Хотя если какие-то из озвученных сведений соответствуют действительности (например, кто-то из тренеров действительно распространял запрещенные препараты), то федерация незамедлительно отреагирует в соответствии с антидопинговыми правилами.
– Сколько еще готовы ждать видеозаписи, прежде чем подать иск?
– Немецкий журналист имел достаточно времени и немало способов предоставить нам соответствующую информацию. Думаю, если к началу следующей недели мы ничего не получим, будем подавать иски по тому материалу, которым располагаем.
– На кого, помимо Зеппельта, редакции ARD и семьи Степановых собираетесь подавать заявление в суд?
– Это еще не до конца ясно. Мы связывались с некоторыми фигурантами фильма господина Зеппельта, и они заверили, что не говорили таких вещей, которые озвучивались в версии телеканала ARD. Смысл судиться с кем-то, если его выступление могло быть сфальсифицировано?
– Один из участников фильма заявил, что допинг употребляют 99 процентов российских спортсменов…
– Все-таки хотелось бы посмотреть полную версию. У того же тренера Олега Попова в немецком варианте речь без всяких имен, а в идущем фоном незакрытом переводе я лично слышал фамилию Балахничева. Что он говорил на самом деле – непонятно. В одном случае подавать иск на него должна федерация, в другом – Балахничев. Поэтому ни список истцов, ни список ответчиков пока не определен.
Россия ответит
на обвинения в допинге
– Вы защищаете только интересы ВФЛА или еще и спортсменов?
– Я давал рекомендации некоторым запятнанным в фильме людям, как можно подать иск на основании нашего законодательства. Было много всего сказано в адрес врача Португалова и тренера Мельникова. Но я не знаю, будут ли эти люди пользоваться своим правом подать в суд или нет.
– А вы координируетесь с другими истцами, чтобы выступить единым фронтом?
– Нет, такого не планируется. У ВФЛА свое расследование, а, например, в РУСАДА – свое. Хотя я не исключаю, что они будут держать друг друга в курсе – это обычная юридическая практика.
– Будет ли подан иск на марафонку Лилию Шобухову, которая обвинила федерацию во взятке в размере 450 тысяч долларов?
– Да, и в отношении ее мужа Игоря. Они обвиняют определенные лица во взяточничестве, тогда как те, наоборот, хотели спортсменке помочь.
– В смысле?
– Одна фирма обратилась в национальную федерацию с просьбой дать им контакты Шобуховой. Это нормальная практика, такое случается по всему миру, когда ищут спортсменов. Федерация из добрых побуждений сначала связалась с самой Лилией. Та попросила не давать ее контакты и переслать ее письмо с банковскими реквизитами. Это было сделано с почты ВФЛА. Спустя время пришла платежка с пометкой "передать Шобуховой". Вот такая переписка. А теперь оказывается, что федерация таким образом брала взятку... Полная глупость! Да и как вообще можно поверить, что дается взятка за участие в Олимпийских играх? Хотя для федерации это заявление не стало новостью. Ранее от Шобуховой уже поступила жалоба в этическую комиссию ИАФФ. К моменту выхода фильма на ARD мы уже работали над этим странным делом.
Ирина Фелль-Закатюра, адвокат из Германии: Я полагаю, что логично подавать в немецкий суд. Между Россией и Германией нет договора о правовой помощи, и что бы ни решил российский суд, на немецких гражданах это фактически никак не отразится. Две страны сейчас только-только начинают признавать судебные решения друг друга. Полагаю, в случае подачи в немецкий суд дело будет регулироваться нормами российского права, а рассматриваться судом Германии. Это возможно. Тем более у наших стран одна правовая система. Исходя из этого, отношение ко многим вещам у нас похожее.