Несовершеннолетнюю Щербакову постоянно тестируют на допинг. Разве это законно?
Чемпионка России Анна Щербакова в этом году уже дважды проходила внесоревновательное допинг-тестирование по линии РУСАДА, последний раз — буквально на днях в Москве. Тем временем ВАДА накладывает заметные ограничения на процедуру поверки несовершеннолетних спортсменов, а Щербаковой — всего 16. Законно ли вообще брать у нее тесты без присутствия родителей?
Проблема с несовершеннолетними детьми в большом спорте всегда стояла остро. Ведь это по бумагам до наступления 18 лет мы имеем дело с ребенком. А во многих видах спорта уже в 15-16 люди выигрывают чемпионаты мира и Олимпийские игры, а в 18 — становятся пенсионерами. Так получается, что маленькие чемпионы не вправе ни распоряжаться абсолютно самостоятельно заработанными деньгами, ни принимать важных решений о месте жительства, например, ни даже просто свободно путешествовать.
Любые такие шаги возможны только с разрешения родителей или законного опекуна. Вплоть до того, что даже интервью вне микст-зоны должно проходить в их присутствии. Хотя, когда речь идет о многократных победителях чемпионатов мира и Европы — это часто не приходит в голову. Но таков закон. И тут встает вопрос: если у маленьких чемпионов без согласия папы-мамы-тренера нельзя даже взять невинное интервью, то как тогда быть с таким интимным процессом, как допинг-тестирование?
Как могут тестировать фигуристок без ведома родителей?
Каждый год несовершеннолетние спортсмены сдают огромное количество проб. Достаточно сказать, что за прошлый год, например, Алена Косторная сдала целых четыре — и это помимо обязательного тестирования после побед на крупных соревнованиях. То есть в общей сложности у нее было взято проб шесть или семь, как минимум.
Косторная всего на год старше Щербаковой, ей недавно исполнилось 17. На фоне громких секс-скандалов вокруг детей в американской гимнастике, за допинг-офицеров становится страшно: а что, если кто-то из маленьких спортсменов обвинит их в чем-то подобном? Как офицеру доказать, что он просто выполнял свой долг, а ребенку — чувствовать себя в безопасности, отправляясь в туалет в компании незнакомого взрослого человека?
Или вот еще вопрос: по законам нашей страны без ведома родителей с ребенком нельзя проводить никаких медицинских манипуляций, включая забор анализов мочи или крови. А как тогда быть с допинг-тестированием? Ведь далеко не всегда рядом с теми же юными фигуристками присутствуют родители. Стремительное омоложение фигурного катания намекает на то, что тут нужен внятный регламент. А недавняя история с Марией Сотсковой, которая сдала положительную пробу и представила поддельную справку, говорит о том, что допинг и фигурное катание — понятия вполне совместимые.
Если родители отдали ребенка в спорт — они автоматически согласны на сдачу допинг-проб
— Можно ли брать у несовершеннолетнего спортсмена пробы без присутствия родителей? — вопрос антидопинговому эксперту, старшему научному сотруднику ФНЦ ВНИИФК Анне Анцелиович.
— При тестировании несовершеннолетнего обязательно должен присутствовать взрослый человек, но это не обязательно законный представитель. Родители, тренер, или просто любой человек, которому спортсмен доверяет. Во время сбора пробы он наблюдает за допинг-офицером, чтобы в том числе убедиться, что все было по правилам, без нарушений этики и так далее. Также взрослый может помочь ребенку заполнить список препаратов, которые он принимал, проверить всю документацию и так далее.
— Получается странно: просто взять у ребенка анализ крови без ведома родителей нельзя, а вот допинг-пробу — можно.
— Во всероссийских антидопинговых правилах написано, что, отдавая своего ребенка в спорт, родители автоматически дают согласие на допинг-тестирование. Никаких отдельных разрешений от родителей не требуется. Такая норма появилась, потому что собрать от каждого родителя официальные разрешения нереально, а тестировать несовершеннолетних надо, причем в их же интересах. Если кто-то из родителей со сдачей проб без их ведома не согласен, то тут выход один: не отдавать ребенка в профессиональный спорт.
— Представим ситуацию: к ребенку пришли за внесоревновательной пробой, а он дома один. Что тогда делать?
— В принципе, ответственность за соблюдение условий для тестирования лежит на допинг-офицере. То есть он должен ждать, звонить и делать все возможное, чтобы найти взрослого человека. Но тут важно, чтобы эта проблема не возникала системно. Если каждый раз, когда к спортсмену приезжают в установленное им же часовое окно, никого из взрослых не оказывается дома, и сдача пробы невозможна — это уже может считаться способом ухода от тестирования.
— Может ли юный возраст считаться оправданием в случае положительной допинг-пробы?
— Тут важен даже не только возраст, а еще и уровень антидопингового образования. Чем выше уровень спортсмена, тем выше он должен быть. На уровне сборных команд постоянно проводятся образовательные семинары, курсы. И в идеале, спортсмен всегда должен сначала узнать все о процедуре сдачи допинг-теста в теории, а потом уже столкнуться с этим на практике.