Убьет ли российский спорт бан на четыре года?
Три года назад я уже писал текст о том, что может случиться с нашим спортом, если нам из-за допинговых обвинений совсем закроют дорогу на международную арену. Тогда это казалось какой-то антиутопией. Однако сейчас подобная санкция с конкретным сроком — на четыре года — фигурирует в официальном документе комиссии по соответствию ВАДА и почти наверняка будет воплощена в жизнь в начале 2020 года. А это значит, что проблемы из гипотетических ставятся реальными, и есть повод освежить мой старый материал.
Но прежде надо подчеркнуть, что все рассуждения о справедливости и адекватности проекта ВАДА по наказанию России придется оставить в стороне — это отдельная тема. Кроме того, этот самый проект предполагает некоторые дыры в «железном занавесе», который предполагают опустить перед нашим спортом. В частности, предполагается, что международные федерации смогут допускать к соревнования россиян, не вызывающих допинговых подозрений в нейтральном статусе.
Конечно, это удар по национальному самолюбию и патриотическим чувствам, но подобные истории в некоторых вида спорта продолжаются уже пять лет. И мы уже научились абстрагироваться от этого кошмара. При этом пока непонятна ситуация с командными видами спорта и с участием наших атлетов в разного рода коллективных дисциплинах (например, в эстафетах или в составе экипажей). Нейтральный статус будет этому препятствовать, и потребуются более детальные разъяснения по этому поводу от CAS. Благоразумие подсказывает, что тотального запрета здесь тоже не будет.
Как и три года назад, должен констатировать, что запрет на выступления в международных стартах для России на целых четыре года — это катастрофа для нашего спорта высших достижений в том виде, в котором он существует сейчас. Наша стремительно увядающая легкая атлетика — яркий тому пример. Но надо понимать, что юрисдикция ВАДА в основном распространяется на олимпийские виды, а Олимпиада — это далеко не весь спорт. И речь не только о внутренних соревнованиях, запретить проводить которые нам не может никто. Какие же международные старты останутся нам, если ВАДА воплотит в жизнь свой жестокий план, а у МОК и федераций не хватит духу этому противостоять?
Коммерческие лиги
Практически невозможно отнять у нас соревнования в коммерческих лигах, которые не подписывали кодекса ВАДА. В первую очередь — по профессиональному боксу, единоборствам, авто- и мотогонкам, а также экстремальным видам спорта. Если они получат дополнительный импульс для развития — это хорошо, потому что их потенциал и спонсоры помогут нашему спорту избавиться от перегибов с госфинансированием. Допинговые скандалы, конечно, бывают и тут, но примеры хоккеиста Евгения Кузнецова или бойца ММА Ивана Штыркова показывают — люди, зарабатывающие на спорте большие деньги, воспринимают истории с запрещенными препаратами гораздо спокойнее.
Во всяком случае, там точно не склонны вводить санкции против целых стран. Помимо НХЛ, не властен МОК и над НБА. На заокеанские лиги также не распространяется скандальный «пакт Родченкова». Видимо, у нас будет возможность дальше развивать КХЛ и Единую лигу ВТБ. Навряд ли международные федерации хоккея и баскетбола станут возражать против межнационального статуса этих проектов. Несмотря на то, что чемпионаты мира и Европы по этим видам спорта могут быть для нас закрыты. Почти наверняка возможная дисквалификация России не отразится на хоккее с мячом. Бенди, конечно, стремится в олимпийскую программу, но в нынешней ситуации это очень туманная перспектива.
Есть надежда, что ФИФА и УЕФА также займут жесткую позицию в отношении претензий ВАДА, как это уже случилось перед чемпионатом мира-2018. Навряд ли тут дело конкретно в нашей стране, но футбольные власти могут пойти на принцип. Если этого не случится — под угрозой не только выступления сборных всех возрастов, но и еврокубки. А это уже похоже на настоящее безумие.
Всемирные игры
Крупнейшие неолимпийские старты, которые проводит Международная ассоциация Всемирных игр (IWGA), скорее всего, будут для нас закрыты. Слишком тесно этот проект связан с Международным олимпийским комитетом. Но другие мультиспортивные соревнования останутся доступны для России при самых неблагоприятных раскладах. Среди них — Всемирные игры военных, полицейских и пожарных, где до сих пор могли выступать под российским флагом даже легкоатлеты.
Не все так просто с Универсиадой. С одной стороны — Международная федерация студенческого спорта (FISU) напрямую не связана с МОК. Более того, ее возглавляет россиянин Олег Матыцин, а в 2023-м летняя Универсиада намечена в российском Екатеринбурге. С другой — в организации Универсиад принимают участие международные федерации, и они по идее могут заблокировать заявки россиян и потребовать их выступления под нейтральным флагом. Переговоры по этому вопросу еще впереди. И в любом случае на Студенческих играх традиционно существует жесткое возрастное ограничение — 28 лет.
Также есть Российско-Китайские игры, Всемирные игры исламской солидарности и еще множество других стартов, не подконтрольных МОК. Понимаю, что все эти варианты для одной из ведущих олимпийских держав планеты звучат издевательски. Но, в конце концов, мы должны помнить, что наш спорт в 1920 — 1930-х годах сформировался именно в неолимпийской нише. И тогда никто не делал из этого трагедию. И, возможно, нам действительно требуется подобная встряска — для того, чтобы окончательно очиститься от допинга с одной стороны и избавиться от иллюзий в отношении иностранных борцов с допингом — с другой.
Массовый спорт
Об этом говорится многие годы, но проблемы с доступом на международные старты могут стать отличным поводом для того, чтобы на практике плотно заняться массовым и детским спортом. Возможно, результаты здесь с точки зрения чиновников не столь эффектны, а труда требуется не меньше, чем в спорте высших достижений. Но цель оправдывает любые затраты. И это, наверное, действительно лучший способ не потерять наш спорт в условиях жестких санкций. Тем более, что любительский спорт — это серьёзный тренд последних лет. А в 2024 году нам еще принимать в Нижнем Новгороде Всемирные любительские игры ТАФИСА.