Джек "99 процентов". Кто сравнил ВАДА с вонючим подгузником
Бывший следователь Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Джек Робертсон, в последние три года неоднократно выступавший в роли яростного критика России, на сей раз превзошел самого себя в использовании ярких образов. 59-летний американец набросился на исполком ВАДА, авансом восстановивший РУСАДА, назвав своих оппонентов "вонючим подгузником, который срочно нужно менять". Кто же такой этот изобретательный и неутомимый гражданин и какие именно факты против нашей страны имеются в его распоряжении?
Риди ждал, что скандал заглохнет сам собой
– Решение о восстановлении РУСАДА – очередной показатель особых отношений ВАДА, МОК к России. Что Россия сделала для восстановления? Она так и не признала вину, не извинилась, постоянно врала, уничтожала доказательства, угрожала информаторам, обвиняла других, взламывала базы данных ВАДА и публиковала очень чувствительную для спортсменов информацию о TUE, и продолжала кормить допингом своих спортсменов, – отметил Робертсон в интервью ITV. – Если использовать аналогию, то руководство ВАДА и их исполнительный комитет сейчас – вонючий подгузник, который срочно нужно менять.
В 2014 году глава ВАДА Крейг Риди первым делом связался с представителями министерства спорта России, которые были ответственны за российскую допинговую систему. Вместо того, чтобы начать расследование, Риди приказал департаменту по коммуникациям ВАДА отслеживать реакцию СМИ на скандал в надежде на то, что он заглохнет сам собой. Потом он направил в министерство спорта России примирительное письмо. Это все равно, если бы шеф полиции прислал письмо главному подозреваемому, в котором бы извинялся бы за обвинения и просил бы не расстраиваться.
Странная отставка
Откуда Робертсону известны такие чувствительные подробности о Риди, в принципе, понятно – с 2011 и 2016 года он работал в отделе расследований Всемирного антидопингового агентства и даже входил в состав комиссии Ричарда Паунда, которая разбиралась с допинговым скандалом в российской легкой атлетике в 2015 году. Другой вопрос, что у следователя есть все основания демонизировать Риди – именно этот руководитель с позором уволил Джека из ВАДА в январе 2016 года. Официально это было обставлено как отставка по состоянии здоровья – у Робертсона рак горла, и он сейчас дает интервью только по электронной почте.
Однако в профессиональных кругах всем известно, что следователь лишился работы из-за того, что "сливал" служебную информацию немецкому журналисту Хайо Зеппельту. Таким образом Робертсон хотел поддержать "радикальное крыло" ВАДА, к которому сам принадлежал, и заставить Всемирное антидопинговое агентство под давлением СМИ действовать в отношении России максимально жестко. По версии самого Джека, причиной его увольнения стала пророссийская позиция руководства агентства, не желавшего ссориться с нашей страной ради защиты интересов "чистых атлетов". Восстановление РУСАДА, по мнению юриста, стало ярким тому подтверждением.
Даже наркокартели не были такими наглыми
Среди яростных критиков России по допинговым делам в последнее время, к сожалению, появилось много странных персонажей. У них разные истории и разные причины не любить наш спорт, но отставной следователь Робертсон выделяется даже на фоне фриков. В прошлом Джек работал в американском агентстве по борьбе с наркотиками и противостоял мексиканским наркокартелями. Затем в ВАДА он занимался делом легендарного велогонщика Лэнса Армстронга (от которого получил в подарок майку с надписью "Джеку "поймай меня, если сможешь"). Боевая биография, тяжелая болезнь и личная трагедия (несколько лет назад от рака груди умерла его жена), сделали Робертсона безапелляционным радикалом. И так получилось, что объектом его ненависти стали российские спортсмены.
После увольнения из ВАДА Робертсон с завидной регулярностью жестко высказывался по теме "русского допинга". Он выступал за отстранение российских спортсменов от Олимпиады-2016. А его комментарий по поводу решения МОК допустить россиян на Игры в Пхенчхан-2018 под нейтральный флагом стал почти выдающимся.
– Разрешение российским спортсменам выступить на ОИ-2018 под нейтральным флагом – это насмешка, – отметил тогда Робертсон. – Это сделано для того, чтобы защитить коммерческие и политические интересы России. Трусливые решения МОК перед Играми-2016 позволили России обнаглеть в своем обмане. Во время нашего расследования мы выяснили, что 99 процентов российских спортсменов употребляют допинг. Мы узнали, что как только российский спортсмен попадал в сборную, у него не было выбора – либо допинг, либо конец карьеры. Спортсмены и тренеры тесно сотрудничали с российскими врачами, разрабатывавшими допинговые программы, а также хранившими запрещенные вещества прямо в министерстве спорта. Даже наркокартели, с которыми я боролся в прошлом, не были такими наглыми, как сотрудники российский спецслужб, гарантирующие спортсменам, что они не провалят допинг-тесты.
Можно было бы, наверное, просто пожать плечами по поводу новых безумных высказываний и рассказов больного человека о портретах президента РФ в офисе ВАДА. Однако все слова Робертсона публикуются на полном серьезе в качестве дополнения к письму Эммы Коберн и Себастьяна Самуэльссона, требующих защитить их от страшных русских допингеров. И остается только поразиться тому, как грань между фантазиями и фактами окончательно стерлась в современном мире.?