Виталий Смирнов: "Есть предчувствие, что РУСАДА восстановят"
– Как вы отреагировали на информацию от ВАДА о том, что комитет по соответствию рекомендовал восстановить статус РУСАДА?
– Это хороший сигнал, который говорит о том, что диалог между Россией и ВАДА, наконец, состоялся. Состояние тупика, из которого обе стороны долгое время не могли найти выхода, не устраивало никого. А главное, от этого страдали спортсмены, лишенные возможности быть полноправными членами мирового сообщества. Сейчас, надеюсь, истории противостояния будет положен конец.
Россия – в числе самых продвинутых в борьбе с допингом
– Насколько вам кажется вероятным восстановление РУСАДА на заседании исполкома ВАДА 20 сентября? Ведь никто не гарантирует, что члены исполкома прислушаются к рекомендации комитета.
– Исходя из опыта, я думаю, рекомендация комитета будет услышана и большинство членов исполкома все-таки проголосуют за восстановление РУСАДА. Вряд ли это будет единогласное решение, ведь в состав исполкома входят люди с очень разными позициями по нашему вопросу. Тем более, что сейчас вовсю усиливается давление на ВАДА со стороны наших противников через западные СМИ. Мне очень жаль, что в международном сообществе есть люди, которые исповедуют принцип "война ради войны" и меньше всего заботятся об интересах спортсменов. Но все-таки есть предчувствие, что на этот раз на исполкоме вопрос будет решен в нашу пользу. Я смотрю на наши перспективы с оптимизмом.
– Вопрос, который мучает сейчас больше всего: что мешало России признаться во всем раньше и восстановить статус РУСАДА пару лет назад? Тогда бы не страдали легкоатлеты и паралимпийцы...
- Давайте не будем забывать, что дело далеко не только в признании и в выдаче опечатанных проб. За эти годы мы полностью отстроили обновленную антидопинговую систему внутри страны. Создали независимое РУСАДА, приняли закон об уголовной ответственности за распространение допинга, находимся в процессе реализации Национального антидопингового плана. Все это в совокупности сейчас делает Россию одной из самых продвинутых в вопросах борьбы с допингом стран в мире. И ВАДА тоже не может этого не понимать. Вряд ли нынешний компромисс бы состоялся, если бы мы все эти годы просто сидели сложа руки.
Удалось сдвинуть общественное мнение
– Какова роль в положительном решении вопроса с РУСАДА Независимой комиссии, которую вы возглавляете?
– Мы были в постоянном режиме вовлечены в переговорный процесс. Причем по словам руководителей мирового спорта, именно наше присутствие давало им основания относиться с абсолютным доверием к тому, что было сказано или написано. Вообще, авторитет членов комиссии позволял нам высказываться по всем острым вопросам и на равных вести диалог с любыми структурами. Мы всегда настаивали на том, что компромисс с ВАДА возможен и необходим. Нам удалось сдвинуть общественное мнение с позиции, что все это безосновательные нападки Запада и проблемы нет. На самом деле, проблема реально существует, и хорошо, что вместе мы в ней разобрались. Рад, что теперь абсолютно все, включая руководителей российского спорта, разделяют общую систему ценностей.
– Какое будущее теперь ждет НОАК?
– Если 20 сентября РУСАДА действительно будет восстановлено, я посчитаю основную часть нашей работы выполненной. Статус Олимпийского комитета России и РУСАДА восстановлен, Национальный план принят, и его реализация завершается. Дальше нам остается только поддерживать и усовершенствовать вновь созданную антидопинговую систему. Но качественный фундамент для успешной борьбы с допингом уже заложен.