"Лживые показания Родченкова". Что значит заявление СК РФ
В пятницу на официальном сайте ведомства было опубликовано следующее сообщение:
"В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации продолжается расследование уголовного дела в отношении бывшего исполняющего обязанности директора ФГУП "Антидопинговый центр" Родченкова о злоупотреблении полномочиями и уничтожении допинг-проб спортсменов. Следствием собраны объективные доказательства, опровергающие лживые показания Родченкова о доставке допинг-проб спортсменов в Сочинскую антидопинговую лабораторию, их хранении и подмене в них биоматериала в результате вскрытия бутылок "Берег Кит" в ночное время. Следствием в адрес ВАДА направлены копии протоколов препровождения допинг-проб и документы по их регистрации и аликвотированию в Сочинской лаборатории в 2014 году спортсменов Сергея Чудинова, Инны Дюбанюк, Александра Легкова, Елены Никитиной, Марии Орловой, Ольги Потылицыной, Елены Шаповаловой, Анны Шибановой, Александра Третьякова, Ольги Вилухиной, Алексея Воеводы, Евгения Белова, Альберта Демченко, Алексея Петухова, которые комиссией Освальда, основывавшейся на показаниях Родченкова, были пожизненно отстранены от участия в Олимпийских играх за нарушения антидопинговых правил.
Из документов следует, что допинг пробы поступали в Сочинскую лабораторию в дневное время, регистрировались и в пределах от 30 минут до 2 часов передавались на исследование. Таким образом, опровергнуты показания Родченкова, что пробы указанных российских спортсменов во время олимпиады в Сочи в 2014 году после сбора хранились, ежедневно ночью якобы происходила их замена на чистые и только после замены они исследовались на наличие запрещенных препаратов. Допрошенные сотрудники антидопингового центра, работавшие в Сочинской лаборатории в 2014 году, предупрежденные об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, дали свидетельские показания, что никаких действий по подмене проб не совершалось".
ТРЕТЬЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Напомним, что это уже не первое подобное заявление СК РФ, который ведет собственное расследование событий, происходивших во время Олимпиады в Сочи. До этого комитет дважды высказывался в ноябре прошлого года, когда комиссия МОК под руководством Денниса Освальда одного за другим дисквалифицировала российских участников Игр-2014.
Первое заявление касалось базы данных Московской антидопинговой лаборатории, оказавшейся в распоряжении ВАДА. Сейчас сведения из этой базы, переданные ВАДА в международные федерации по видам спорта, могут стать основанием для расследования в отношении целого ряда российских спортсменов. "Сначала в ИААФ шерстили доклад Макларена, теперь базу ЛИМС. В ней порядка 50 легкоатлетов. 10 фамилий нам известны. Среди них – очень известные. По ним у нас уже требовали объяснений. Кто остальные – пока открытый вопрос", – говорил, например, в интервью "СЭ" президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин.
Тогда СК предложил ВАДА свою помощь в выяснении всех обстоятельств этого дела.
"СК РФ заявляет о готовности к сотрудничеству с ВАДА для расследования возможных фактов нарушений антидопинговых правил и исследования информации, содержащейся в указанной базе. Было направлено обращение вВАДА, в котором СК РФ предложил совместное сотрудничество в исследовании указанной базы", – говорилось в заявлении от 9 ноября 2017 года.
Однако никакого отклика от Всемирного антидопингового агентства не последовало.
НИКАКОГО ОТКЛИКА
А спустя две недели, 28 ноября, последовал еще один развернутый комментарий СК, опубликованный на официальном сайте ведомства. Основные его тезисы были таковы:
– Российские эксперты продолжают настаивать на том, что нелегальное вскрытие пробирок с допинг-пробами без нарушения целостности их защиты невозможно. Метод с "повернутой более чем на 60 градусов в сторону закрытия крышки бутылки", на который ссылается в своем докладе о русском допинге канадский профессор Ричард Макларен, а также нанятые МОК сотрудники Лозаннского университета, в СК считают ошибочным;
– Манипуляции с результатами допинг-тестирования спортсменов в СК считают личной инициативой Родченкова. По мнению следствия, уничтожив допинг-пробы спортсменов и обвинив Россию в реализации допинговой программы, ученый замел следы своей преступной деятельности в Московской антидопинговой лаборатории;
– Все заявления Родченкова и его адвокатов о сокрытии на государственном уровне фактов употребления допинга спортсменами, в том числе и футболистами, входящими в российскую сборную, в СК называют "голословными и бездоказательными". Более того, у следствия есть доказательства уязвимости базы данных Московской антидопинговой лаборатории. До июня 2016 года Родченков и его бежавшие в США соратники Мигачев и Соболевский через удаленный доступ могли бесконтрольно изменять информацию, содержащуюся в базе "с целью создания ложных доказательств";
– СК предложил иностранным компетентным органам, общественным и международным организациям, в том числе ВАДА, сотрудничество в расследовании. Но никаких реальных шагов в этом направлении со стороны ВАДА и других организаций до настоящего времени не предпринято.
Как показали дальнейшие события, по большому счету, эти заявления СК ни на что не повлияли и не нашли какого-либо отклика на Западе. Единственное, комиссия МОК под руководством Самуэля Шмидта действительно не обнаружила в России государственной системы употребления допинга.
ЗАЯВЛЕНИЕ К СОВЕТУ УЧРЕДИТЕЛЕЙ
Нужно отметить, что заявление СК РФ появилось за несколько дней до заседания Совета учредителей ВАДА, которое пройдет 16-17 мая в канадском Монреале, и на котором будет рассматриваться вопрос о соответствии РУСАДА кодексу агентства. Очевидно, что это неслучайно.
Ведь и предыдущие публичные заявления от СК РФ появлялись незадолго до важных для отечественного спорта событий. Заявление по базе данных Московской лаборатории также было распространено за несколько дней до заседания Совета учредителей ВАДА в Сеуле, на котором, как и сейчас, рассматривался вопрос соответствия РУСАДА. А второй, чрезвычайно развернутый комментарий появился за неделю до исполкома МОК, на котором решалось, примет ли Россия участие в Олимпиаде-2018 в Пхенчхане.