Допинг

24 января 2018, 14:45

"Икар" номинирован на "Оскар". Это политика?

Антон Бабошин
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Фильм о Григории Родченкове может получить самую знаменитую кинематографическую премию.

Пока во вторник вся Россия переживала за лидеров национальных сборных, не получивших от МОК приглашений на Олимпиаду в Пхенчхан, в Лос-Анджелесе были объявлены списки претендентов на самую престижную в мире кинопремию. И здесь не обошлось без "допингового следа" – в категории "Лучший полнометражный документальный фильм" представлена лента "Икар". В центре сюжета которой – история всем нам хорошо известного Григория Родченкова.

– Спасибо киноакадемии, – написал у себя в Твиттере режиссер фильма Брайан Фогель. – А также спасибо доктору Родченкову за его смелость и стремление ставить правду выше последствий для самого себя. Эта номинация – высочайшая честь для меня, как режиссера. Очень это ценю.

ОТ АРМСТРОНГА ДО МАКЛАРЕНА

Сам Фогель родом из Денвера, и "Икар" для него – самый громкий проект в карьере. Закончив университет, он отправился за голливудской мечтой: без особого успеха пробовал себя в качестве актера и стенд-ап комика, а также написал комедийную пьесу Jewtopia (в российском переводе "По признакам несовместимости"). Она оказалась успешной независимой театральной постановкой, около пяти лет шедшей в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Но вот попытка ее экранизации, предпринятая самим Фогелем, с треском провалилась – фильм получил разгромные рецензии и собрал в американском прокате меньше 50 тысяч долларов.

После этого Фогель переключился на тему допинга в спорте. Изначально его привлекла история Лэнса Армстронга – легендарного велогонщика, попавшегося на запрещенных препаратах и лишенного всех наград. И у кинематографиста, а по совместительству спортсмена-любителя, возникла идея нового фильма – принять участие в многодневной велогонке, а затем целый год тренироваться с применением запрещенной фармакологии и снова проехать ту же многодневку, чтобы сравнить результаты. Понять, какое влияние оказывает на них допинг, а также не попасться на его применении. Знал бы Фогель, что в этот момент он не просто играет с огнем, а прикуривает, сидя на способной уничтожить весь международный спорт пороховой бочке.

Сам эксперимент, ради которого задумывался фильм, с треском провалился – из-за технических проблем "подготовленный" Фогель показал результат хуже, чем когда был "неподготовленным". Но к тому моменту режиссеру уже было все равно. Потому что он подружился с Родченковым, которого нашел в качестве консультанта еще до начала всех скандалов с российским спортом. И к которому ездил в гости, когда доктор еще был главой Московской антидопинговой лаборатории. И после выхода журналистских расследований Хайо Зеппельта заварилась каша, которую в России до сих пор не расхлебали, а сценарий фильма кардинально поменялся.

Именно о фильме Фогеля думал Родченков, прикидывая для себя "варианты отступления" еще во время Сочи-2014. Именно Фогелю Родченков после увольнения рассказал, что опасается за свою жизнь. Именно с помощью Фогеля он выехал в Лос-Анджелес и обосновался там. Не кто иной как Фогель познакомил российского ученого с журналистами "Нью-Йорк Таймс", где весной 2016-го вышло скандальное интервью Родченкова. Что было дальше, все знают – комиссии Макларена, Освальда и Шмида, проблемы наших спортсменов с допуском на Олимпиаду в Рио, аннулирование части результатов Сочи, запрет на поездку в Пхенчхан под российским флагом.

КУДА ЛЕТИТ "ИКАР"?

Фогель, надо отдать ему должное, сделал из рассказов Родченкова увлекательное зрелище, которое в начале прошлого года произвело фурор на Санденсе – крупнейшем фестивале независимого кино в США. Там он был отмечен специальным призом жюри в категории "документальные фильмы". Сейчас же у фильма уже с полдесятка различных наград – Хэмптонского и Лондонского кинофестивалей, гильдии кинокритиков США, и еще несколько номинаций. Самая важная из которых – на "Оскар".

Кстати, посетители Санденса видели совсем не то, что можно посмотреть сейчас – после покупки прав на распространение картины крупнейшим видеосервисом Netflix "Икар" был в значительной степени перемонтирован, в результате чего появилась нынешняя двухчасовая версия фильма. Той же причиной объясняется и то, что творение Фогеля так и не появилось в прокате – ни в широком, ни в ограниченном. "Икар" распространяется исключительно через интернет.

Тем не менее, он является, одним из фаворитов "Оскара" в нынешнем году. Он был восторженно принят зрителями и прессой, а не утихающие допинговые скандалы только подогревают интерес к фильму и играют на руку пиарщикам Netflix, которые называют "Икар" фильмом, "в одиночку разоблачившим крупнейший спортивный заговор всех времен" и "победившим российскую допинговую империю".

В конкурентах у "Икара" четыре ленты. "Абак" рассказывает о небольшой финансовой компании, ставшей единственной, кому были предъявлены уголовные обвинения после ипотечного кризиса 2008 года в США. "Последние люди в Алеппо" – снятая датчанами история об основателях сирийского движения "Белые каски" и гражданской войне в стране. "Остров сильных" – фильм-расследование о проблемах расовой сегрегации в США, затрагивающих юридическую систему страны, на примере одного убийства. "Лица, деревни" – дорожная история известных французских режиссера и фотографа, которые объехали всю страну, снимая людей в провинции.

И "ОСКАР" ПОЛУЧАЕТ...

В нынешнем году церемония вручения "Оскаров" пройдет позднее, чем обычно – 4 марта. Причиной стало нежелание организаторов бороться за внимание аудитории с Олимпиадой в Корее. И значит, у создателей "Икара" еще будет шанс напомнить миру, а заодно и киноакадемикам, о российском допинге. Правда, номинации для документальных фильмов престижны в профессиональной среде, но в подавляющем большинстве случаев остаются совершенно незамеченными широкой публикой. И по ходу самой церемонии, являющейся одним из самых ярких и насыщенных звездами шоу в мире, у документалистов очень скромное место.

Как же выглядит процедура выбора, кульминацией которой является вручение позолоченных статуэток? Если не вдаваться в излишние подробности, то можно сказать, что во всех номинациях, кроме "Лучший фильм", используется самая простая система определения победителя – простым большинством голосов. При этом все шесть тысяч киноакадемиков разбиты на 16 отраслей – актеры, режиссеры, операторы – каждая из которых выбирает лучшего внутри своей профессии. Плюс все члены академии голосуют за лучший фильм. Выборы двухступенчатые – первый этап стартует в конце декабря и по его итогам определяются по пять номинантов в каждой категории (в "Лучшем фильме" – десять). Второй этап начинается с момента объявления финалистов.

Спортивные фильмы – частый гость на "Оскарах". От "Рокки" и "Бешеного быка" до недавних "Охотника на лис" или "Маниболла". "Малышка на миллион", "Огненные колесницы", "Боец", "Небеса подождут", "Цвет денег" – все это лауреаты премии. Но и документалисты не обойдены вниманием академии. В 1995 году фильм "Баскетбольные мечты" стал вехой в истории премии – ленту, рассказывающую о двух пацанах из Чикаго, мечтающих играть в НБА, прокатили академики, и это вызвало скандал. В результате была изменена процедура голосования. В 1997-м премию получил фильм "Когда мы были королями", посвященный знаменитому бою Мухаммеда Али и Джорджа Формэна в Заире, в 2011-м "Непобежденные" – история о заштатной футбольной команде из Мемфиса и ее тренере.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости