«Димка, там отверстие, а из него нитка торчит». Как олимпийский чемпион Саутин пострадал из-за халатности врачей
В карьере Саутина было пять Олимпиад, чем могут похвастать единицы. На первые свои Игры в Барселоне в 1992 году он приехал 18-летним юношей без серьезных достижений, если не считать таковым серебро чемпионата Европы. От олимпийской атмосферы молодому парню сорвало голову.
«Приезжаю на соревнования, на разминку в бассейн, заглядываю в сумку — нет плавок. Что делать? Подхожу к тренеру, говорю: «Забыл плавки». Она говорит: «Ну, прыгай в трусах», — рассказывал Саутин в интервью «Вестям».
Плавки, видимо от масштабности происходящего, Саутин забыл прямо перед финальными соревнованиями по прыжкам с трехметрового трамплина. Выручил мексиканец Фернандо Платас. Он одолжил россиянину свою запасную экипировку. В ней Саутин на первой же Олимпиаде смог выиграть бронзовую медаль. Платас, который стал только 17-м, отказался принимать плавки обратно и заявил, что дарит их Дмитрию.
Эти плавки сохранились. Саутин говорит, что хочет открыть музей и сделать их одним из экспонатов. Еще одним элементом экспозиции вполне может стать тряпочка для обтирания от знаменитого американца Грега Луганиса. Ее 12-летний Дима получил от четырехкратного олимпийского чемпиона на соревнованиях в Австрии в 1986 году.
За год до олимпийской бронзы на первых Играх в карьере Саутин мог лишиться не только возможности соревноваться, но и потерять жизнь. Дмитрий отдыхал в компании знакомых. В один момент алкоголь ударил по мозгам подвыпивших парней. Началась стычка, кто-то достал нож. Спортсмен получил по три удара в живот и спину и потерял сознание. Спас друг, который быстро отвез его в реанимацию.
«Мне сразу сказали, что могу распрощаться со спортом — либо спорт, либо жизнь. Я выбрал спорт», — вспоминал Саутин в интервью, опубликованном на matchtv.ru.
Спортом он еще долго не мог нормально заниматься. На тренировках постоянно боялся, что разойдутся швы. Только медаль Барселоны и атмосфера Олимпиады помогли избавиться от этого страха.
Медали через боль
Во второй раз Саутину рекомендовали попрощаться с прыжками перед чемпионатом мира 1994 года в Риме. У Дмитрия обнаружилось воспаление кистевого сустава из-за защемления нервных окончаний. Планировалась операция и долгое восстановление. Российский спортсмен решил пренебречь всеми советами. Он мучился, страдал, но продолжал прыгать. На фоне сильной боли он выиграл серебро и золото мирового первенства на 3-метровом трамплине и 10-метровой вышке соответственно.
Победа на вышке особенно примечательна. После третьего прыжка Саутин шел лишь 22-м и имел призрачные шансы на попадание в финал. Но все следующие попытки Дмитрий исполнил феноменально. Такой уровень был недоступен даже китайским мастерам. Всего на четыре балла россиянин опередил действующего олимпийского чемпиона из Поднебесной Сун Шуэйя, чем породил массу шуток от зарубежных комментаторов и журналистов. Они стали произносить его фамилию на китайский манер с ударением на последний слог.
Впоследствии Саутин еще не раз превосходил сильнейших китайцев, которые до сих пор остаются лучшими в мире прыгунами в воду. Но наш парень стал первым, кто получил сто баллов за один прыжок. В Сиднее в 2000 году Дмитрий первым в истории завоевал олимпийские медали во всех видах программы. До сих пор такое никто не повторил. А в 2010-м его признали лучшим прыгуном десятилетия, несмотря на многочисленные титулы безупречных китайцев.
Воспаление сустава Саутину все же пришлось лечить хирургическим путем. Тем более оно распространилось уже до локтя. С острой болью Дмитрий умудрился стать олимпийским чемпионом в Атланте в 1996-м, но понял, что лечь под нож необходимо.
Халатность врачей
Перед Олимпиадой в Сиднее Саутин перенес еще одну операцию, на этот раз на спине. А вскоре начал мучиться от болей в пояснице. Но все списывал на остеохондроз. Поэтому в очередной раз через физические страдания пришел к олимпийскому золоту.
Когда врачи наконец осмотрели спину чемпиона, ужаснулись. На пояснице открылся свищ, через который выходил медицинский тампон. Видимо, его просто забыли в теле Дмитрия во время операции.
«Врач бинты и пластыри отодрала и слова не может вымолвить. Потом тихо так говорит: «Димка, там отверстие, а из него нитка торчит». Продезинфицировала свищ и обыкновенным пинцетом вытащила тампон», — рассказал Саутин «Московскому Комсомольцу».
С горе-хирургов можно было бы получить компенсацию. Но Саутин не стал с ними судиться, хотя те вообще отрицали свою вину. Заявляли, что такого просто не могло произойти.
«Хотя у меня есть документ, подтверждающий халатность медиков, даже вспоминать обо всей этой истории не хочется. Они, естественно, открещиваются. С докторами, сами знаете, спорить у нас сложно. Впрочем, я ни на кого зла не держу. Время само все расставляет по местам», — объяснял Дмитрий свое решение «Российской газете».
Смерть тренера и уход из спорта
Последней Олимпиадой Саутина стали Игры 2008 года в Пекине. Он говорил, что есть планы выступать и дальше. Но смерть тренера Татьяны Стародубцевой в 2012-м побудила уйти из спорта.
«После ее смерти я очень многое переосмыслил. Относительно человеческих отношений в том числе. Кстати, именно Татьяна все время заставляла меня думать о том, что на спорте жизнь не заканчивается. Что нужно думать о будущем, создавать семью — чтобы не оказаться в сорок лет одному на обочине с ощущением, что жизнь прошла мимо», — говорил Саутин в интервью «СЭ».
Сейчас Дмитрий занимает пост вице-президента Всероссийской федерации по прыжкам в воду, а до 2015 года был депутатом Воронежской областной думы.