Четыре с полтиной
Дневник Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ
В первом виде программы Кубка мира – синхронных прыжках с трехметрового трамплина Евгений Кузнецов и Илья Захаров заняли второе место, уступив китайскому дуэту в составе Цинь Кая и Люо Ютона всего 5,88.
Стратегически эта серебряная медаль была россиянам вообще не нужна. Квалификацию для участия в Олимпийских играх наш синхронный дуэт выполнил полгода назад, заняв второе место на чемпионате мира в Шанхае, кроме того Кубок мира по российским спортивным понятиям – вообще не является сколь-нибудь значимым соревнованием. В том смысле, что за медали, завоеванные на этом турнире, не начисляют грантов и стипендий, не платят призовых. Но именно по этой причине я, например, очень рада российскому серебру. Потому что оно стало своего рода свидетельством того, что наш дуэт психологически полностью дозрел до чемпионства. Когда люди борются за максимальный результат не потому, что за него заплатят, а потому, что того требует чувство собственного достоинства.
Синхронный трамплин стал первым видом, где окончательно определилась олимпийская восьмерка финалистов. Помимо уже названных мной в прошлом репортаже Китая, России, Мексики и Великобритании в нее вошли по итогам финала Малайзия, Украина, Канада и США.
Немцам Патрику Хаусдингу и Стефану Феку не повезло: они финишировали девятыми и остались в шаге от заветной группы. Такие же шансы не пройти на Игры имели и американцы Трой Дюмэйс/Кристиан Ипсен: в предпоследней серии прыжков они полегли на том же самом элементе, что и Хаусдинг с Феком – трех с половиной оборотах назад из передней стойки. Просто представители США сумели прыгнуть выше головы в заключительной попытке, а немцам это не удалось.
Заключительный прыжок вообше принес финалистам немало сюрпризов. Именно на этой стадии, например, поменялись местами Украина и Россия. Первая опусилась со второго на четвертое место, вторая, соответственно, прыгнула на вторую ступень достаточно невероятным образом. Поскольку заключительным прыжком у Кузнецова и Захарова стояли 4,5 оборота вперед.
Что это такое, достаточно наглядно описал в интервью Том Дэйли – главная звезда сборной Великобритании и тот самый спортсмен, благодаря которому уже сейчас распроданы все билеты как на текущий Кубок мира, так и на олимпийский турнир прыгунов в воду.
- Этот прыжок требует абсолютно точного наскока на край доски, - рассказывал он. – Потому что только в этом случае удается "выжать" из доски максимальную амплитуду и оттолкнуться на достаточную высоту. Вращение начинается практически сразу посе того, как нои оторвались от трамплина. И надо сразу думать о том, чтобы открытие получилось резким и четким. Иначе крайне сложно остановить скорость вращения и зафиксировать вход в воду. В общем, это тот самый прыжок, который способен как вознести спортсмена наверх, благодаря невероятно высокому коэффициенту сложности, так и размазать в одночасье все надежды на хороший результат.
Почему я так подробно пишу об этом? Да потому, что в предварительной серии как раз "четыре с полтиной" стали причиной того, что Захаров и Кузнецов финишировали c седьмым результатом и отрывом от китайцев в милю с хвостиком. А в финале за этот же самый прыжок российские парни набрали абсолютно лучшую сумму дня – 96,90. И благодаря этому сократили свое отставание от лидеров с двадцати с лишним баллов до 5,88.
Чего им стоила эта победа, стало понятно уже потом, когда Кузнецов каким-то совершенно неестественным жестом неловко протянул мне для поздравительного пожатия правую руку.
- Что с рукой? – автоматически отреагировала я, глядя на отекающие на глазах пальцы Евгения.
- Да пальцы я выбил на заключительном сборе, - поморщился он. – Сейчас вот снова дали о себе знать...
Еще одним героем первого финала Кубка мира я бы назвала не чемпионов (в том, что представители Китая постоянно побеждают в прыжках в воду, мир уже давно не видит ничего героического), а трехкратного чемпиона мира, канадца Александра Депати. Я могла бы написать, что после трех высших титулов, выигранных в 2003-м и 2005-м, молодой и сверхталантливый парень пошел вразнос, но дело в том, что эти слова отнюдь не в полной мере отражают то, что стало происходить с Александром. Непрекращающееся внимание прессы, телевидения, городских и государственных властей, простых болельщиков и бесчисленных поклонниц привело к тому, что у канадца просто, что называется, сорвало крышу. По инерции он выиграл еще пару медалей на чемпионатах мира 2007 и 2009, на Играх в Пекине завоевал серебро на трехметровом трамплине (как и в 2004-м в Афинах) и на этом результат закончился. Александр сильно поправился, вследствие этого пошли травмы. От невозможности переломить черную полосу спортсмен начал, как сплетничали сами канадцы, прикладываться к бутылке, в общем из героя всей страны Депати превратился в пародию на себя самого.
Надо отдать должное Канаде: падшую звезду вытаскивали всей страной. Подключали врачей, психологов, помогли найти нового тренера. Последним этапом преодоления стала травма колена, из-за которой канадец был вынужден пропустить прошлогоднее мировое первенство в Шанхае. Зато в Лондон Депати приехал неузнаваемым. Он сильно похудел, возмужал, стал спокойным и серьезным. И прыгал так, словно выступлению предшествовали не шесть недель полноценных тренировок, а годы.
Это преображение не оставило равнодушным никого из прыгунов. Все-таки Депати всегда был в прыжковой среде на особом счету – как человек, способный выигрывать (и неоднократно выигрывавший) у китайцев. И тот факт, что Канада во главе со своим лидером завоевала в синхронных прыжках путевку на Игры, выглядел более чем заслуженным.