1 июня 2009, 08:00

Павел Тонков: "Италия переживет!"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

"ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ"

Интервью "СЭ" дал последний российский победитель "Джиро". С тех пор как триумфатором стал Тонков, россияне не могли выиграть итальянский "Гран-тур" долгих 13 лет.

НЕ БУДЕМ О ПАНТАНИ

С Тонковым, который давно не живет в России и уже говорит по-русски с трогательным испано-итальянским акцентом, мы беседовали за несколько дней до окончания его любимой гонки. На итальянском "Гран-туре" Тонков доминировал целых три года, с 1996-го по 1998-й - сначала победил, а затем дважды был вторым в общем зачете.

В момент этого разговора судьба победы на "Джиро"-2009 еще не была окончательно решена, однако вероятность того, что чемпионом станет Денис Меньшов, была весьма высока уже тогда.

- Победит ли Меньшов, как думаете, Павел?

- Скорее всего, да. Впереди еще римская гонка с раздельным стартом, но я уверен, что Меньшов ее выиграет. Ну уж во всяком случае, у Ди Луки. Впрочем, опасения все равно есть. Позади почти три недели в седле, усталость накопилась приличная, и по большому счету может произойти всякое. Как сейчас помню разделку на "Джиро"-1998, которую Марко Пантани выиграл у меня в горах, после чего гонка для меня была потеряна.

Знаете, Денису нужно быть начеку. Очень тяжело сражаться в Италии против итальянца. Вокруг царит невероятный ажиотаж, а организаторы делают все, чтобы гонку выиграл местный парень. Возможно, постороннему глазу это трудно уловить, но профессионалы чувствуют эту разницу, понимают значение множества мелочей, направленных против тебя. Наверное, "Джиро" самая "эгоистическая" гонка в мире. В этом смысле "Тур де Франс" и "Вуэльта" более демократичные соревнования: в них не ощущается протекционизма.

- Помнится, по поводу победы Пантани в 1998-м вы испытывали большие сомнения. До сих пор остаетесь при своем мнении?

- Пантани на тот момент действительно был лучшим гонщиком в мире, и в горах я ему проигрывал. Но, извините, разделка - совсем другое дело. Я просто не мог ему тогда проиграть. Как это произошло - одна из самых больших загадок в моей карьере. Нераскрытых загадок. Ладно, давайте не будем трогать этого парня.

- В 1994 - 1998 годах "Джиро" считалась вполне российской гонкой. В 1994-м победил Евгений Берзин. В 1995-м он стал вторым, а третьим - Петр Угрюмов. В 1996-м победили уже вы, после чего два года подряд приезжали на финиш вторым. А затем - тишина. Чем лично вы объясняете столь длительный перерыв?

- Нужно смотреть на проблему шире. Я и мои ровесники были последними представителями еще советского поколения велоспорта. Как ни крути, советская школа была хороша, готовили тогда гонщиков классно. В сборную Союза можно было собрать несколько равнозначных составов. Но страна развалилась, а вместе с ней и система подготовки. У многих ребят не было уверенности, стоит ли им продолжать гоняться дальше. Условий же не было никаких! Кто-то смог уехал в европейскую команду, но претендовать в ней на ведущую роль даже самые сильные были не в состоянии. Ну а остальные вынуждены были сидеть в России, где в какой-то момент стало практически невозможно нормально тренироваться.

- Если юбилейную, сотую "Джиро" выиграет россиянин, это станет для Италии шоком?

- Скорее это будет шоком, в хорошем смысле этого слова, для самого Меньшова. А Италия... Италия переживет!

- В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные стороны Меньшова-гонщика и над чем ему еще необходимо поработать?

- Явных минусов у Дениса не вижу. А вот его команде - Rabobank - пожелал бы иметь в составе побольше крепких гонщиков. Для меня очевидно, что этой команде порой не хватает силенок на ключевых этапах, из-за чего Меньшов остается в одиночестве. А ведь если из борьбы выбывает хотя бы один, сразу возникают проблемы. Банально не хватает народа, чтобы привезти воды или газетку под майку, чтобы лидеру не было холодно во время спуска с горы. Это мелочи, мелочи. Но из них и возникают большие победы.

ЖЕНА ИСПАНКА ЖДЕТ ТРЕТЬЕГО РЕБЕНКА

- Я слышал краем уха известие о возможном сотрудничестве между вами и российской "Катюшей". Это правда?

- Не секрет, что в конце карьеры я мечтал создать собственную команду. Уже нашел итальянского спонсора, но все сорвалось не по моей вине. Вы видите, что сейчас творится в мире, поэтому реализацию идеи придется как минимум отложить до лучших времен.

В прошлом году я приезжал в Москву, у меня была беседа с руководителями "Катюши". Разговор шел о том, в какой степени и в каком качестве я мог бы передать новой команде свой опыт. Но пока дальше разговоров дело не дошло. А вообще хорошо, что в России появилась такая команда и что под нее дали такие деньги. Первые победы уже одержаны, и важно не останавливаться на достигнутом. Провести на следующий год хорошую селекцию, чтобы были варианты по составу не только на классических однодневных гонках, но и в больших горах.

- Вы с начала 1990-х жили в Италии. Откуда возникла Испания?

- У меня жена испанка. И как только болячки в 2005-м меня окончательно замучили и я закончил карьеру, перебрались в Испанию. Сейчас супруга ждет нашего третьего ребенка. В Испании у меня небольшая гостиница. Любовь к спорту не проходит, поэтому стараюсь работать со спортивной аудиторией, приглашаю туристические группы, показываю им веломаршруты - по равнине, по горам.

- В России часто бываете?

- Хотелось бы чаще. Но, как правило, это одна поездка в год, повидать родителей и друзей. Не так давно получил корочку заслуженного мастера спорта России. Знаете, для меня это было важно. Я же вырос, так сказать, под красным знаменем. Пусть эта корочка ничего не дает, зато память на всю жизнь.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости