28 января, 22:35

История «Готики», или Как погибала великая игровая серия

Богдан Виноградов
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
В России к «Готике» особенная любовь.

Пожалуй, в России найдется не так много любителей ролевых игр, которые никогда не слышали о серии «Готика», а для многих она и вовсе стала эталоном жанра. Тем обиднее слышать, что студия Piranha Bytes, ее автор, испытывает проблемы и может закрыться. Пожелаем им удачи, а заодно пройдемся по истории серии и вкратце расскажем обо всех взлетах и падениях Piranha Bytes, создавшей ее.

«Мы тебе не доверяем!»

Первая «Готика» вышла в 2001-м, но добралась до России только год спустя. К этому моменту отечественные геймеры были уже хорошо знакомы с ролевым жанром, но большие трехмерные РПГ еще были в новинку — например, TES 3: Morrowind и Neverwinter Nights 2 тоже вышли в 2002-м. Поэтому для многих «Готика» стала пропуском в только что зарождающийся виртуальный мир.

Главный герой, собственно, и не был героем — по крайней мере в начале истории. Больше того, он был обычным каторжанином, которого сбросили со скалы — прямиком в жестокий мир, где к главному герою относились... не очень хорошо.

Нельзя сказать, что такой подход был совсем уж уникален. TES 3: Morrowind точно также приветствовал игрока враждебным отношением. Тем не менее на фоне большинства фэнтезийных РПГ предыдущих лет все это выглядело в новинку и подчеркивало игровую прогрессию. Новичок нарабатывал репутацию, вступал во фракцию и переставал погибать на клыках случайного кабана.

Впрочем, атмосфера не сводилась к одной только враждебности — иначе игра бы попросту отталкивала. Мрачный (даже в плане гаммы и освещения остров, на который попадает Безымянный, не славился яркими цветами и безоблачной погодой) мир оказался на удивление уютным — и, что очень важно, живым.

NPC не стояли как вкопанные, а занимались своими делами, вполне убедительно имитируя бурную деятельность. И в этот мир можно было вписаться — например, покурить на углу или посидеть у костра. В современных играх таким вряд ли кого-то удивишь, но в начале нулевых это, бесспорно, впечатляло.

Нельзя сказать, что оригинальная «Готика» имела оглушительный успех — вероятнее всего, разработка игры окупилась не полностью. Тем не менее в странах Европы игра начала приобретать известность, и вторая часть стала еще лучше.

Правда, прогрессию персонажа пришлось обнулить — дорогостоящая экипировка пропала под развалинами, а стукнувший по голове камень лишил Безымянного приобретенных навыков. Так что все приходится учить заново, и заново же получать доступ к базам фракций, где таятся доспехи и прокачка. Впрочем, сюжет от этого хуже не стал, скорее наоборот — там ведь появились драконы! Вишенкой на торте стало дополнение «Ночь ворона», добавившее немало контента.

«Ты даже не гражданин!»

Спустя несколько лет вышла «Готика 3» — и здесь что-то пошло не так. Красивая по меркам своего времени графика не могла отвлечь внимание игроков от огромного количества багов и проблем с балансом. Между тем речь идет не о современной аудитории, а о геймерах, большинство из которых были знакомы с предыдущими частями. Со временем третьей «Готике» повезло, как обычно везет TES, — недостатки были исправлены модами. Но серии это не помогло.

«Пиранья» утратила права на нее. Дополнение Gothic 3 — Forsaken Gods создала другая студия, и сделала это плохо. Впрочем, это еще не самая плохая судьба — «Арканию», изначально называвшуюся Gothic 4: Arcania, принято вообще игнорировать. Исковерканная и упрощенная игра от Spellbound Entertainment вышла столь неудачной, что обанкротила издателя JoWooD Entertainment.

На этом история серии «Готика» закончилась... Или нет?

В 2009 году «Пираньи» выпустили Risen — фэнтезийную игру в оригинальном сеттинге, подозрительно напоминающем о «некоторых» предыдущих проектах студии. Главный герой оказывался на острове, где ему приходилось вступать в одну из трех фракций — магов, служащих магам паладинов и местных повстанцев...

Да, это была «Готика», причем во всем — игрок не только должен был работать внутри фракции, чтобы пробить себе путь к хорошим доспехам и оружию, но и в процессе мог сесть на лавочку или пожарить мясо только что убитого зверя на сковородке. Разумеется, были у Risen и минусы — например, явно неудачная последняя часть игры, превращавшаяся в однообразный «гринд» врагов. Но в целом фанаты приняли Risen достаточно тепло.

Впрочем, уже со второй части Risen стали проявляться тенденции, которые в будущем начнут отталкивать игроков. Дело в том, что разработчикам не особенно хотелось раз от раза повторять «Готику» — и понять их можно. Однако не всякий эксперимент оказывается удачным и успешным.

И если пиратский сеттинг Risen 2 попросту был спорным, то в новой серии ELEX не критиковал окружение только ленивый — научная фантастика с бластерами и джетпаками выглядела странновато. Одновременно с этим находились недовольные и тем, что геймплейно игры меняются недостаточно сильно — сколько раз можно повышать репутацию, чтобы тебя пустили в лагерь?

«Мудрый рыбак время от времени ищет удачи на другой стороне озера»

Закончилось все печально. Когда руководитель студии, сценарист и композитор Бьорн Панкрац решил делать ELEX 3 несмотря на плохие продажи ELEX 2 — команда заявила, что хочет заняться мрачным фэнтези в духе «Готики». В итоге Панкрац ушел, а Piranha Bytes докатилась до финансового кризиса и всерьез рассматривает выход на Kickstarter. Теперь-то «Готика» точно все? А вот и нет!

В 2018-м вышел «играбельный тизер» ремейка самой первой части серии на Unreal Engine. Сказать, что он не понравился игрокам, — не сказать ничего. Сделанная под влиянием мультиплеерной For Honor боевка слишком сильно отличалась от оригинальной, гейм-дизайн был «осовременен» чересчур сильно, а Безымянный шутил и жаловался чуть ли не каждую минуту — чего за ним раньше не водилось.

Казалось бы, на этом все и должно было закончиться. Однако студия, состоящая из фанатов старых добрых игр, клятвенно пообещала, что готовый ремейк ничем не будет походить на неудачное демо, а будет дотошно воспроизводить оригинал. С тех пор студия показала уже довольно много материалов — и, кажется, слово она сдержала. Очевидно, от успеха ремейка зависит и будущее серии.

Стоит упомянуть и «Хроники Миртаны: Архолос» — огромную модификацию, которую разрабатывали много лет и которая по качеству и масштабу не уступает многим официальным аддонам. Там даже есть озвучка!

Но дело не только в ней — это все та же «Готика», но сделанная с учетом современных представлений о гейм-дизайне и нарративном дизайне, при этом не теряется уважение к оригинальной игре. Фанаты оценили новинку очень и очень высоко, а скачать ее в Steam можно совершенно бесплатно.

«Какая арена? Давай лучше пыхнем!»

В свое время Piranha Bytes повезло «схватить» удачное сочетание элементов — от гейм-дизайна до визуала. Со временем студия привела себя к стагнации и серьезным проблемам, но сама ниша никуда не делась. Возможно, однажды мы увидим настоящего наследника «Готики», авторы которой не будут пытаться копировать старые игры, но будут делать новые, исходя из тех же принципов.

А пока будущее серии туманно — может быть, она уже никогда не встанет на ноги и разрабатывающийся ремейк добьет ее окончательно. А может, наоборот, вдохнет новую жизнь. Это нам еще предстоит узнать.

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости