"В киберспорте интеллект определяет уровень игры"
ИГРЫ ИНТЕРЕСНЕЕ УНИВЕРСИТЕТА
– Какие качества важны для киберспортсмена с точки зрения тренера? - вопрос Щербакову.
– Ум, трудолюбие и увлеченность процессом. Мало просто хорошо играть в компьютерные игры. Важно понимать: киберспорт – лишь малая часть из них. Кто-то, например, хорош в дисциплинах, которые не ведут в перспективу. Но если вы делаете успехи в Dota 2 или League of Legends, то шанс стать профессионалом есть.
На этом этапе важно понимать, насколько человек воспринимает игру как род деятельности. Ведь для многих это просто связующее звено в общении со сверстниками или способ уйти от реальности. Мало кто из нас в юношеском возрасте представлял, что игра станет настоящей профессией и будет приносить дивиденды.
– Как это было у вас?
– У меня была неопределенная ситуация в жизни. Я поступил в питерский политех изучать механику и процессы управления. Однако вскоре почувствовал, что материал, который там подается для меня сух. Было неинтересно и некомфортно. Во многом и из-за людей. Иногда я предпочитал остаться дома и посвятить время игре. Позже это вошло в привычку. Потому что это было интереснее. В какой-то момент я стал понимать, что хочу использовать то время, которое потратил на игру. Хотел что-то с этого получить.
КИБЕРСПОРТ – КАК НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС
– Образование помогает в тренерской работе?
– Да, я отношусь к киберспорту как к научному процессу. Люблю рассматривать игру с точки зрения статистики. Скорее даже с точки зрения статистических процессов. Лига легенд меняется очень динамично, и не всегда стоит опираться на статистику прошлых игр из-за небольшой выборки.
– Можете сказать, что у того или иного человека есть талант к киберспорту?
– Скорее всего да. Но это не одно качество, а их совокупность. Во-многом это связано с интеллектом человека.
– То есть качество игры напрямую зависит от интеллекта?
– Безусловно. До работы тренером я выступал за M5 вместе с "PVPStejos". Сложилась ситуация, что в СНГ-регионе было очень мало кадров. Мы искали игрока на позицию лесника и решили попробовать с "Symphony". До этого он нигде не играл. В дальнейшем он попал в состав Hard Random, где еще не раз занимал первые места.
Это один из тех примеров, когда человек не имел опыта, но имел задатки и подходил команде в данный момент. Он мог делать те вещи, которые от него требуются, хорошо исполнял свою роль.
С КОМАНДАМИ ИЗ СНГ НЕ ТРЕНИРУЕМСЯ
– А как в целом выглядит тренировочный процесс?
– В League of Legends он делится на две части: игра в одиночку и с командой. Основной критерий – это количество времени, которое ты тренируешься. Необходимо всегда быть в форме. Но также важно и качество тренировок. В основном мы проводим спарринги с профессиональными командами из других регионов. Играем пять или шесть часов подряд, или два раза по три часа с перерывом на час. Это блоки по три или пять игр. Все остальное время игроки тренируются индивидуально. Практикуют то, что необходимо в данный момент команде по мнению большинства. Или по моему мнению как тренера. Еще в киберспорте очень важно смотреть за тем, как играют другие.
– Вы много тренируетесь индивидуально?
– И дня не проходит, когда мы бы не играли по одиночке. Это разминка. Когда мы чувствуем, что уровень синергии в команде на достаточно высоком уровне, но нам не хватает выбора героев для новых стратегий, то мы выделяем дни только для индивидуальных тренировок. У нас один выходной в понедельник, день сольных тренировок и три дня командных. В субботу и воскресенье мы проводим турнирные матчи.
– С кем сейчас играете спарринги?
– С командами из СНГ мы не тренируемся. Не хотим показывать свои стратегии. Не хотим, чтобы игроки могли к нам привыкнуть.
В основном мы практикуемся с турецкими и европейскими командами из Challenger серии.
– Конкуренцию сильнейшим коллективам из Европы составить сможете?
– Мы никогда там не играли, поэтому не знаем их стиль достаточно хорошо. На данный момент нам должно было бы сильно повезти. Но если говорить о дальней дистанции – то почему бы и нет. В этом нет ничего невозможного.
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА БЫТЬ ДОЛЖНА
– Есть ли у вас лидер в игре?
– Команда уже сформирована. В коллективе есть лидер и помощник лидера. Люди понимают, как общаться друг с другом. Проблемы личного характера сведены к минимуму. Внутриигровым лидером является капитан. Иногда Кирилл "Likkrit" Малофеев занимает эту роль. Когда мораль команды падает, он дает себе право высказаться.
– "Likkrit" и "PvPStejos" высказались на пресс-конференции, что удачи в киберспорте не существует. Согласны?
– Если брать в расчет только сухие данные, то согласен. В игре все просчитывается. Но если на турнире, ты встретился с командой, которая к тебе не готовилась, то тебе повезло. Это зависит не от вас. Удача – это лишь промахи оппонента.
– Нужен ли команде психолог и тренер по физической подготовке?
– Не думаю, что психолог должен быть с командой всегда. Но хорошо, когда у команды есть возможность воспользоваться его услугами в экстренный момент. Относительно физической нагрузки: считаю, что минимально она быть должна. Хотя бы ради кровообращения и хорошего функционирования организма. Мы планируем заняться этим ближайшее время.