Допинг

22 октября 2016, 00:00

Виталий Мутко: "ФИФА и УЕФА поздравили меня с новым назначением"

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Вчера новый вице-премьер правительства России дал эксклюзивное интервью "СЭ"

Владимир ИВАНОВ
из Москвы

– В пятницу премьер-министр подписал распоряжение о распределении обязанностей внутри правительства РФ, – начал Мутко. – На мне – реализация молодежной политики, вопросы развития туризма, физической культуры и спорта. Плюс персонально – подготовка к чемпионату мира по футболу. Министерство спорта спокойно продолжит свою работу. И в глобальном смысле ему теперь будет легче, потому что основные вопросы по ЧМ ложатся на меня.

– Выходит, сейчас вы концентрируетесь именно на этом турнире?

– Если я так скажу, могу обидеть другие виды спорта.

– Но ведь объективно – это главное событие среди предстоящих в два ближайших года.

– Сейчас идет завершающий этап подготовки и, безусловно, это основной спортивный проект страны на этот период. Нравится это кому-то или нет.

– В этой связи меня удивила информация, которая появилось в день, когда стало известно о вашем назначении в правительство. Речь о том, что можете покинуть РФС. Это правда?

– В тот день вообще было много непонятных сообщений. Что ж теперь, на каждое реагировать?

– С ФИФА и УЕФА уже успели пообщаться?

– Да, они поздравили меня. Для них это тоже плюс в плане имиджа. Еще когда стал министром, Йозеф Блаттер на заседании исполкома Международной федерации футбола говорил: "Смотрите, какая рыба попалась к нам в сети" (смеется). По ФИФА, кстати, есть вопросы. В 2017 году заканчиваются мои полномочия как члена исполкома. Плюс у нас, как вы знаете, нет своего представителя в аналогичном органе УЕФА. В следующем году пройдут довыборы.

– Планируете принять участие?

– Будем говорить на эту тему.

Виталий МУТКО (справа) и президент ФИФА Джанни ИНФАНТИНО. Фото AFP
Виталий МУТКО (справа) и президент ФИФА Джанни ИНФАНТИНО. Фото AFP

ДОПИНГ? МЫ НИКОГО ПОКРЫВАТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ

– Грустно расставаться с министерством?

– Надо понимать, что в российским спорте уходит в историю определенный этап. В декабре 2015-го завершилась Федеральная целевая программа (ФЦП), подошел к концу первый этап реализации стратегии развития физической культуры и спорта. За это время мы проделали колоссальную работу. Спорт стал модным, теперь это один из главных приоритетов в каждом из регионов. Мы вернулись в мировые лидеры.

Спорт стал влиять на качество жизни, экономику. Оборот в сфере спортивной индустрии – 500 миллиардов рублей, 368 тысяч человек в ней работают. Функционируют 270 тысяч спортсооружений, 5 тысяч детских спортивных школ, 14 ВУЗов, 53 УОРа, 2 НИИ, 11 федеральных тренировочных центров. На постоянной основе спортом занимаются порядка 3,5 миллионов детей.

Выполнены все основные публичные обязательства, которые брало на себя Минспорта. Произошел качественный скачок. Впереди некий технократический этап. Период осмысления и качественной работы. Фундамент заложен. Теперь необходимы кадры, методики, система соревнований, селекция. Для этого и нужно, чтобы Минспорта немного переформатировалось.

– Хотите сказать, никаких проблем в отечественном спорте сейчас нет?

– Конечно, они есть. И их очень много. Самую страшную вы прекрасно знаете. Но в наше время допинг угрожает целостности всего спорта. Это не только наша беда, она интернациональна. Как и некоторые другие. Например, манипулирование результатами, влияние на них. Мы же видели, какой скандал произошел в Англии с главным тренером по футболу Сэмом Эллардайсом. Коррупция, откаты. Во всем мире люди ищут себе выгоду. Вот у нас менеджеры приглашают иностранных игроков и кричат: "Мутко, отмени лимит". На самом деле, за этим зачастую стоит не мысль защитить конкурентную среду, а желание заработать.

Допинг – это тоже вызов для мирового спорта. Выясняется, вся система – не транспарентна, и на нее можно повлиять. Сейчас идет расследование по Сочи. Если окажется, что кто-то действительно виноват и коррумпировался с предыдущим директором Московской антидопинговой лаборатории – все будут наказаны. Мы же никого покрывать не собираемся. Другое дело, что аккредитацию лабораториям выдает ВАДА и следить за работой должно именно оно. Никто не может вмешиваться. Если есть пробоина в одной из аккредитованных лабораторий – это пробоина в ВАДА. А никакой госпрограммы нет и быть не могло. И злоупотребление какого-то чиновника не может являться подтверждением таких серьезных заявлений.

– Вы теперь отстранитесь от допинговых вопросов?

– Министерство спорта в любом случае продолжит заниматься ими. Не стоит забывать о внутренних проблемах, их нужно решать. В некоторых видах спорта мы, к сожалению, никак не можем справиться с этой заразой. Придется с одной стороны идти по пути ужесточения ответственности, а с другой – улучшать образовательные программы.

Весь мир с этим борется. Вы же слышали, что антидопинговые агентства пяти стран могут признать не соответствующими кодексу ВАДА?

– Но и ВАДА не всегда право. Тут вот бывший советник главы ИААФ Хабиб Сиссе отсудил у Ричарда Паунда, автора известного доклада, 10,5 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба.

– Я слышал. Интересный прецедент.

– Некоторые наши спортсмены, в частности, Юлия Ефимова, тоже рассматривают возможность подать иск из-за нервотрепки, которая была перед Олимпийскими играми.

– У каждого спортсмена есть права. Я поддерживал наших ребят перед Олимпиадой в Рио, и буду делать это всегда. Они граждане России, на них распространяется гражданский кодекс, согласно которому каждый имеет право защищать свои честь и достоинство. И если кому-то нанесен моральный ущерб – пожалуйста. Другое дело, что иски о защите чести и достоинства – непростые и тянутся очень долго.

1 июня. Москва. Гала-матч звезд политики и эстрады с волонтерами ЧМ-2018. В атаке - Виталий МУТКО. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
1 июня. Москва. Гала-матч звезд политики и эстрады с волонтерами ЧМ-2018. В атаке - Виталий МУТКО. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

ПОНИЖЕНИЯ МИНСПОРТА ДО АГЕНТСТВА НЕ БУДЕТ

– Как относитесь к критике в свой адрес?

– Критиковать – дело не сложное. Дай мне возможность – про любого бы мог столько наговорить. Это легко. А вот объединить усилия и вместе работать – куда сложнее. Поэтому стараюсь не реагировать на это. Мы продолжаем делать свое дело. Сейчас завершен некий этап. И какие-то революционные идеи ни к чему. Не зря китайцы говорят, что жить в период реформ и потрясений – самое страшное. Отрасль работает нормально. А критика идет от людей, которые давно уже не внутри.

Через 100 лет на нашем месте будут сидеть другие люди и, поверьте, у них тоже будет все не так просто. И их будут критиковать. Так построен спорт. Мерилом успеха являются результаты на профессиональном уровне, а не, например, количество созданных объектов. Вот попал футболист в штангу, команда проиграла – все, критика. А полети мяч на пару сантиметров левее, была бы "девятка". И все три дня потом восхищались бы. Все очень тонко. Не бывает побед без поражений, как бы мы этого не хотели.

Наши волейболисты в Лондоне-2012 стали олимпийскими чемпионами. В Рио парни заняли четвертое место. Вы только вдумайтесь – четвертое место среди лучших в мире! И что мы слышим – караул, нужны реформы, наш волейбол идет не туда.

– Ходит информация, что Минспорта теперь могут понизить до агентства. Сколько здесь правды?

– Кто-то выдает что-то, а остальные подхватывают. Это не соответствует действительности. У Правительства нет планов менять структуру. Наоборот нужно усиливать и поддерживать спорт. Тем более, что он на подъеме. Проблем много, да. Но все относительно. Помните, когда я стал министром?

– В 2008 году.

– Вот тогда были реальные проблемы! На встрече с каждой командой я слышал одно и то же: "Экипировки нет, базы давно устарели, на сборы ехать не на что, зарплата – 12 тысяч рублей". Все! При этом я даже не думаю критиковать предыдущих руководителей. У каждого этапа развития – свои возможности и задачи. Вот до спорта ли было до 2006 года? Куда там! Я же не с улицы пришел. Прошел путь от помощника председателя исполкома Кировского районного Совета народных депутатов до вице-мэра Санкт-Петербурга по социальным вопросам. И прекрасно помню 90-е. Не было табака, наличных денег, эти талоны…

До 2008 года орган управления в области спорта менялся постоянно. Что можно было сделать? То в Министерство здравоохранения засунут, то еще что-нибудь. И пусть те люди, которые говорят об агентстве, отдохнут. Этапу, который завершен, дана очень высокая оценка. Неужели кто-то хочет возвращения хаоса? В общении с Президентом и председателем правительства подобный вопрос даже не поднимался. Напротив, они прекрасно понимают роль спорта в жизни общества. И способствуют его развитию. У нас впереди большие вызовы. Опять же – чемпионат мира по футболу, зимняя Универсиада в Красноярске.

Такие проекты развивают страну – способствуют повышению экономики, структуры, создают рабочие места. Взять футбол. Расходы на стадионы – это лишь треть. Основная часть – аэропорты, дороги, гостиницы, общественный транспорт, средства безопасности. Это же все останется в наследие.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости