Не день Канчельскиса. И не день Овчинникова
Этот день в истории на страницах "СЭ" в разные годы – это объявление Андрея Канчельскиса о завершении международной карьеры в 1998-м и его конфликт с "Динамо" в 2004-м, дисквалификация Сергея Овчинникова после матча "Локомотива" с "Зенитом" в 2003-м и уход Олега Знарка из "Динамо" в сборную России в 2014-м.
1998
Канчельскис устал и уходит из сборной
Игрок итальянской "Фиорентины" 29-летний Андрей Канчельскис, который провел 23 игры (3 гола) за сборную СССР и 29 игр (4 гола) за сборную России, в среду после товарищеского матча с французами в Москве (1:0) заявил в раздевалке нашей команды о том, что уходит из сборной. Накануне игры полузащитник, по его словам, сообщил об этом и Борису Игнатьеву. Канчельскис так мотивировал свое решение: "Я устал и решил дать время тренерам найти мне замену до начала отборочного цикла чемпионата Европы".
Станислав ПАХОМОВ, Игорь РАБИНЕР
Матч с Францией, помимо приятной и неожиданной победы нашей команды, принес и сенсационную новость: полузащитник "Фиорентины" Андрей Канчельскис решил завершить выступления за российскую сборную. После игры Канчельскис очень спешил, но тем не менее любезно согласился ответить на вопросы корреспондентов "СЭ".
– Приходит время, когда надо заканчивать, мы, игроки, – не вечны. Ухожу именно сейчас, чтобы дать возможность тренерам найти игрока на мое место до начала отборочных игр чемпионата Европы. У меня нет претензий ни к партнерам по сборной, ни к тренерскому составу, – сказал Канчельскис. – Кто может стать преемником на моей позиции, этот вопрос лучше задать Игнатьеву. Об уходе из национальной команды начал задумываться об этом еще перед товарищеским матчем с греками. Но конкретную дату назвать не могу, ее просто нет. Накануне матча с французами сообщил об этом Игнатьеву. А после игры в раздевалке сказал всем игрокам. Видимо, в ближайшее время у меня состоится еще один разговор с главным тренером.
Могу ли я изменить свою позицию? Какой смысл? Я серьезный человек. Раз сделал заявление, отказываться от него не собираюсь. Матч с французами я провел с микротравмой, отыграл один тайм, а хотел – всю игру. Но все получилось удачно: Россия выиграла, и я ухожу из сборной на мажорной ноте. Если пригласят провести действительно прощальный матч – приеду. Не жалко уходить после такой победы? Жалко. Но что поделаешь – это жизнь. Согласен, принятие такого решения требует мужества. Думаю, еще будет много интервью, где я более подробно расскажу, что, как и почему. Но, поверьте, я действительно устал от всего того, что у нас происходит. Извините, но конкретную причину я сейчас назвать не могу. Это обширная тема, а я очень спешу. И, если честно, был доволен свои выступлением в сборной до 1993 года, тогда все шло отлично. Но с тех пор многое изменилось.
2003
Овчинников дисквалифицирован на 5 матчей.
Покаянное письмо не помогло
Чуть больше получаса - недолго по сравнению с обычной практикой - обсуждали вчера члены КДК вопрос о вынесении санкций в отношении вратаря "Локомотива" Сергея Овчинникова за неэтичное поведение после матча чемпионата России с "Зенитом". Вердикт: бюро КДК единогласно приняло решение дисквалифицировать Овчинникова на 5 игр и отстранить его от участия в чемпионате и Кубке России. С одной стороны, наказание суровое. С другой - к голкиперу могли применить и более жесткие меры. "За оскорбительные жесты или нецензурные выражения в адрес партнера, соперника, судейской бригады, инспектора, зрителей" регламент предусматривает дисквалификацию на 5 игр. "За попытку физического воздействия на судейскую бригаду, инспектора, футболистов, руководителей команд, официальных лиц" - дисквалификацию на срок от 1 до 10 матчей. При этом предусмотрены комбинированные санкции, а это значит, что максимальный срок дисквалификации мог равняться 15 матчам.
На решение членов бюро КДК РФС не повлияло письмо Сергея Овчинникова, поступившее в их адрес из итальянского отеля "Федерико Секондо", где сейчас живет сборная России. Вот оно: "Понимая всю неблаговидность своего поступка, хочу принести свои извинения арбитрам, футбольному клубу "Зенит", болельщикам и специалистам. Прошу вас не карать, а понять, что произошло со мной. Я находился в состоянии огромного нервного напряжения (последний месяц был очень трудным для нашей команды), играл с травмой ноги и поэтому не смог совладать с нервами. Не замеченные арбитром и никак не наказанные мелкие нарушения правил, которыми "Зенит" срывал наши атаки (тактика мелкого фола), повлияли на меня. Я думаю, как ЛЮДИ ФУТБОЛА (выделено автором. – Прим. "СЭ") вы меня поймете. Момент с тренером ФК "Зенит" был спровоцирован самим тренером его репликой в мой адрес. И у меня даже в мыслях не было оказывать физическое воздействие на бокового судью. Прошу вас применить ко мне любые материальные санкции, но не мешать играть в футбол! С уважением к вам. Подпись"
Игорь РАБИНЕР
"Казнить, нельзя помиловать", – неумолимый приговор вынесло вчера футбольное правосудие Сергею Овчинникову. Пять матчей дисквалификации вратаря "Локо" - без сомнений, казнь. Тем более что пятый из них - ключевой. Против ЦСКА. Тут-то и крылся главный парадокс "дела Овчинникова": Газзаев против Газзаева. Главный тренер ЦСКА вряд ли возражал бы против длительного "заключения" ведущего игрока команды-конкурента. Зато для главного тренера сборной, которую 30 апреля ждет матч в Тбилиси, "лишение свободы" ее голкипера более чем на месяц - сценарий из фильма ужасов. Ведь ни у Мандрыкина, ни у Чижова за плечами нет ни единой официальной игры за национальную команду, а матчи дублеров и Кубка РФПЛ – суррогатный заменитель для Овчинникова. Но место в сборной - слава богу, не депутатский мандат с гарантиями неприкосновенности. И можно представить, какой произвол начался бы в футболе, раздели заведомо игроков на черную и белую кость.
Убежден, что Овчинников, как бы нужен он ни был сборной, должен подвергнуться дисквалификации. Потому что безнаказанность - страшная вещь, что доказал сам же голкипер "Локо". После победы в Суперкубке он признался: гол Ярошика вызвал у него комментарии, за которые арбитр Валентин Иванов вправе был его удалить. Но пожалел - и разве не могла в подсознании вратаря засесть мысль, что в следующий раз его тоже простят? Давайте задумаемся: если бы простили и сейчас - до чего бы дело дошло в дальнейшем? И у него, и у других? Слухи о якобы провокационном жесте второго тренера "Зенита" Боровички - не объяснение. Тем более что никто этого жеста не видел, а за чешским тренером Овчинников погнался уже после того, как атаковал мирно праздновавших победу игроков - Горака и Гартига. Но если бы какие-либо провокации и были, разве они в свое время спасли Кантону от 19 (!) матчей дисквалификации, а Эффенберга - от изгнания Фогтсом домой с ЧМ-94?
Овчинников, виновный в победном голе "Зенита", срывал на соперниках и судьях злость на самого себя. И делал это публично - в отличие, например, от Виейра, который года два назад в подтрибунном помещении сцепился с игроком и тренером соперника и схлопотал четыре матча дисквалификации. Вратарь же сборной России бушевал при всем честном народе - трансляцию в прямом эфире вел федеральный канал. Итак, в данном случае все произошло по справедливости. Но всегда ли так бывает? На фоне пятиматчевой "казни" Овчинникова мне вспоминается эпизод прошлогоднего весеннего матча "Динамо" - ЦСКА, когда армейцы Гусев и Шемберас схватили за горло лайнсмена Гинзбурга. Но распустившие руки игроки не только не были дисквалифицированы после матча, но даже не получили желтых карточек во время него. Чем меньше таких несоответствий - тем меньше и споров о справедливости подобных вердиктов. В приговорах футбольной Фемиды не должно быть двойных стандартов.
Виктор МАРУЩАК, председатель КДК РФС:
- Мы просматривали видеозапись, касание арбитра было. Сам пострадавший - Малородов - подтвердил, что его толкнули. Но мы приняли во внимание не попытку физического воздействия на судью, а оскорбительные жесты и нецензурную брань в адрес соперников и судейской бригады. Такого громкого скандала еще не было. О брани официально говорится в рапорте инспектора, в протоколе матча. Никаких смягчающих обстоятельств в данной ситуации я не нахожу. Что касается провокаций со стороны тренерского штаба "Зенита", то доказательств на этот счет нет. Решение КДК окончательное и обжалованию не подлежит.
Сергей ОВЧИННИКОВ:
- Жаль, что приговор получился столь категоричным. Вины с себя, конечно, не снимаю, хотя, как мне кажется, к случившемуся можно было отнестись с пониманием. Обидно, что подвел клуб, тренеров, партнеров. Остается надежда на то, что можно подать апелляцию, которая позволит хотя бы смягчить наказание.
Владимир КОРОТКОВ, начальник команды "Локомотив":
- В формулировке решения КДК упоминается нецензурная брань и попытка физического воздействия на судейскую бригаду. А ведь никакой попытки не было. Не знаю, почему не просматривалась видеозапись эпизода, которую я предоставил. Там четко видно, что Овчинников находился за несколько метров до бокового судьи. В тот момент его остановил игрок "Зенита". А боковой арбитр написал в рапорте, что Овчинников толкал его в грудь. Кстати, когда я после матча в раздевалке поинтересовался у главного судьи, видел ли он толчок, Егоров ответил отрицательно.
Валерий ГАЗЗАЕВ, главный тренер ЦСКА и сборной России:
- Все-таки на пять игр наказали... Для "Локомотива" и для сборной это потеря. Железнодорожникам будет непросто. Впрочем, год назад ЦСКА оказался в похожей ситуации, когда 5-матчевую дисквалификацию получил лидер команды Сергей Семак. Хочу также напомнить, что армейцы всегда за честную борьбу - перед золотым матчем, например, мы не возражали, чтобы в нем играл Олег Пашинин, перебравший желтых карточек. Обидно было за Семака, обидно сейчас за Овчинникова. Но закон - один для всех.
2004
Канчельскис против "Динамо"
Как уже сообщал "СЭ", полузащитник Андрей Канчельскис, не согласившийся с увольнением из "Динамо", подал заявление в Палату РФС по разрешению споров с требованием восстановить его на работе в клубе. Разбирательство состоится 30 марта, но вряд ли дело ограничится одним заседанием.
Георгий КУДИНОВ
Вряд ли Андрей Канчельскис, который пока упорно молчит, будет отрицать, что нарушил спортивный режим. И все-таки во всей этой истории меня многое смущает. Например, то, что вместе с ним позже, чем следовало, появились в своих номерах еще пять человек. Но их фамилий почему-то никто не называет, и все они остались в "Динамо". А вот Канчельскиса убрали, причем чуть ли не с ярлыком зачинщика, – и, главное, в тот момент, когда он уже не мог попасть в другую команду российского первенства, поскольку истекло время подачи заявок. Все это невольно наводит меня на мысль, что речь идет о сведении счетов. Да, Ярослав Гжебик поначалу отнесся к динамовскому новичку вроде бы благосклонно, а в одном из тренировочных матчей даже назначил его капитаном. Но, видимо, затем между тренером и игроком пробежала черная кошка. И тогда Гжебик решил показать, кто в доме хозяин, а Канчельскис с легкостью дал ему повод употребить власть. Так ли обстояло дело в действительности? Честно скажу: не знаю. Но, с моей точки зрения, эта версия многое объясняет.
Предположить, что Канчельскис обратится в Палату разрешения споров, было нетрудно. Не удивлюсь, если затем он решит отстаивать свои права и в УЕФА. Но в любом случае Андрею уже не быть победителем – ведь он приехал в Россию играть, а вместо этого остался не у дел, да не просто в запасе или в дубле, а вообще без клуба и без работы. И с ярлыком нарушителя режима. "Динамо" – тоже проигравшая сторона, причем даже в том случае, если палата встанет на сторону клуба. Удар по его имиджу уже нанесен, хотя конфликтную ситуацию наверняка можно было погасить без публичного скандала. В Италии, к примеру, клубы стараются решать похожие проблемы вдали от любопытных глаз – и так, чтобы избежать огласки. Тогда как в "Динамо" предпочли довести дело до громкого разбирательства. "Динамо", разумеется, проживет без Андрея Канчельскиса. Сам он, безусловно, тоже обойдется без "Динамо". Вот только жаль, что клубу с великой историей и игроку с завидным послужным списком так и не удалось объединить свои силы. Было бы интересно узнать, что из этого могло бы получиться. Но – не узнаем.
Александр ПЕТРАШЕВСКИЙ, спортивный директор "Динамо":
– Все началось на испанском сборе, когда Канчельскис был изгнан Ярославом Гжебиком с тренировки. Вот служебная записка главного тренера на имя гендиректора "Динамо" Юрия Заварзина: "Довожу до вашего сведения, что 7 февраля 2004 года на учебно-тренировочном сборе в Марбелье на утреннем занятии игрок команды Андрей Канчельскис находился в нетрезвом состоянии и был освобожден мною от тренировки". А вот выдержка из другой служебной записки – врача Юрия Василькова: "...Мне пришлось будить футболиста, приводить его с помощью мокрого полотенца в чувство. Только после этого Канчельскис отправился на тренировку. С нее он был снят главным тренером, и я сопровождал игрока до гостиницы. По дороге Андрей все время повторял: "Я во всем виноват". Представьте себе, что мы отвезли бы Канчельскиса в испанскую клинику и он прошел бы там соответствующую проверку. Какой резонанс это получило бы по всей Европе! Ведь Канчельскис – весьма известный футболист.
(О том, почему история растянулась более чем на месяц.) Сначала Канчельскис – в лучших советских традициях – взял больничный: сослался на перелом ребра. Хотя понятно, что с такой травмой пройти сбор невозможно. Позже мы в "Динамо" попытались спустить все на тормозах, чтобы не портить именитому футболисту имидж. Но, видимо, Андрей решил, что репутация ему менее дорога, чем деньги. Я был ошарашен, когда Канчельскис пришел к нам в офис с двумя юристами и начал просить значительную материальную компенсацию. И это при том, что в клубе он провел всего месяц!
2014
Знарок освободил себя для сборной
Завтра в полдень Олег Знарок подпишет контракт со сборной России. Согласие на переход наставника "Динамо" в сборную дали все заинтересованные стороны. При этом пост главного тренера клуба Знарок покидает.
Олег ЗНАРОК, главный тренер "Динамо":
– Работать в сборной – это и особое доверие, и большая ответственность. Постараемся порадовать Россию – страну с огромными хоккейными традициями. В статусе освобожденного тренера нет ничего особенного. В свое время я совмещал посты в "Динамо" и сборной Латвии. В этой ситуации есть свои плюсы. Но вариант с освобожденным тренером тоже по-своему интересен. В любом случае все решает только одно – результат.
Владислав ТРЕТЬЯК, президент ФХР:
– На беседу к Виталию Мутко пришли втроем – с Андреем Сафроновым и Олегом Знарком. С гендиректором "Динамо" мы в последние дни несколько раз беседовали с глазу на глаз. Я представил его как будущего менеджера сборной, утвержденного федерацией. Ну а кандидатуру главного тренера мы были обязаны согласовать с министерством. Беседа с Виталием Леонтьевичем получилась плодотворной. Знарок изложил планы работы с главной командой страны – как тактические, так и стратегические. Министру программа понравилась. Он с интересом расспрашивал тренера о концепциях и проблемах. А по итогам встречи заявил, что одобряет нашего кандидата. Таким образом, назначение Знарка – свершившийся факт. В принципе контракт мог быть подписан уже в кабинете Мутко. Но мы решили сделать это публично – и в пятницу все договоренности будут скреплены де-юре. Договор рассчитан на весь предстоящий олимпийский цикл. А вступает в силу 1 мая. Но понятно, что к подготовке национальной команды к предстоящему чемпионату мира Знарок приступает в ближайшие дни. Отрадно, что наш выбор ни у кого не вызвал вопросов. Даже у министра. Знарок – лучший на данный момент хоккейный тренер страны. Он умеет приводить вверенный состав к самым важным победам, управлять звездными игроками калибра Овечкина – вспомните их совместную работу в прошлогоднем "Динамо" – и делать новых звезд из вчерашних хоккеистов молодежного состава. Я рад, что теперь мы работаем вместе.