Шахрияр Мамедьяров: "После победы в Шамкире сразу пригласили в Цюрих"
Если в прошлом году Мамедьяров на домашнем форуме вырвал победу у Фабиано Каруаны на тай-брейке, то на этот раз он занял чистое первое место. Сразу после золотого дубля корреспондент "СЭ" поговорил с шахматистом.
МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГ РАУФ МАМЕДОВ
– С каким настроением выходили на решающий последний тур после обидного поражения от Радослава Войташека?
– Наверное, впервые за весь турнир я готовился так долго. Веселин Топалов всегда рискует, поэтому я рассматривал множество дебютов в его стиле: Бенони, разные староиндийские построения. Я ожидал, что он может пожертвовать материал и играть на выигрыш, потому и готовился очень тщательно. Я не возражал против ничьей, но хотел играть в крепкие шахматы, как и получилось. Игра шла на два результата. Партия же против Войташека действительно оказалась очень обидной. Для меня это стало ударом, потому что я здесь весь турнир действовал здорово черными, а тут в один момент бездарно провалился. Это было ужасное чувство.
– Вы говорили – в поражении от Войташека виноват один из секундантов. Мол, он недосмотрел принципиальный вариант, однако имени провинившегося помощника вы не называли…
– Я и сейчас не буду называть имен, потому что, мне кажется, он и сам прекрасно понимает свою ошибку. Хотел бы только подчеркнуть, что это точно не вина моего друга и секунда, который так здорово поддерживал меня в Шамкире. Так что заявляю официально, что Рауф Мамедов не виноват. Наоборот, то, что я взял первый приз – во многом его заслуга. Перед партией я люблю повторять варианты; перед восьмым туром делал все, как обычно, а оказалось, что вариант с "дырой"…
– На пресс-конференции вы заявили, что больше всего довольны партией с Владимиром Крамником. Почему?
– Очень приятно точно и сильно "катать" в цейтноте, как это было в партии с Крамником перед 40-м и 60-м ходами. Мне казалось, что оба раза я действовал здорово, мне понравились мои шахматы. Потому и считаю эту партию лучшей на этом турнире. А так я думаю, что во всех моих выигранных поединках – с Со, Эльяновым – в какие-то моменты я принимал верные решения. Конечно, иногда я действовал очень рискованно и стоял хуже, но без риска в современных шахматах не бывает побед.
– Здесь вы были сильнее первого и второго номеров стартового листа. Какой вообще у вас счет с Крамником и Со?
– С Крамником мне с начала моей карьеры было очень тяжело бороться. Я много ему проигрывал, в том числе и очень важную партию черным цветом на турнире претендентов, где он в какой-то момент стоял абсолютно безнадежно, но в итоге уступил. Но после этого произошел перелом. Из последних четырех я трижды был сильнее. Скажу честно, Крамник – один из моих любимых шахматистов, он играет очень красиво, сильно. Я очень рад, что мне удается удачно действовать против 14-го чемпиона мира.
А с Со у нас были все ничьи. В первый раз я победил его именно в Шамкире, что приятно вдвойне (до этого поражения Со за полтора года не проигрывал в 67 классических партиях). Кстати, в этом году получилось, как и в прошлом, когда я обыграл первых двух номеров – Гири и Каруану, благодаря чему победил здесь в первый раз.
МНЕ НУЖНО ВЫХОДИТЬ В ПРЕТЕНДЕНТЫ
– В целом, как оцениваете организацию турнира?
– Я думаю, что за последние четыре года здесь ничего не изменилось. Мемориал Вугара Гашимова всегда проходит на высоком уровне, здесь хорошие условия. Шахматисты очень довольны. Все замечательно: гостиница, питание, игровой зал. В городе приятно погулять.
– На улице просят автографы?
– Иногда, все же больше меня узнают в моем родном Сумгаите и Баку, чем в Шамкире (улыбается). Но и здесь тоже немного знают, ведь зрители каждый день приходят в зал. Так что я очень рад, что в Шамкире проходит турнир памяти Вугара, и надеюсь, что он состоится и в следующем году.
– Сейчас вы будете играть в Сочи на командном чемпионате России за "Сибирь", потом поедете в Москву на Гран-при ФИДЕ. Не много ли турниров подряд?
– Очень много! Но я очень хотел выступать за сильную команду на клубном чемпионате Европы, для меня это важно. И меня пригласили в команду "Сибирь", где я буду выступать вместе с Крамником (также в суперкоманде: Грищук, Непомнящий, Коробов и Хисматуллин). Отсюда сразу и полетим в Сочи. Надеюсь, я смогу помочь команде выиграть и чемпионат России, и чемпионат Европы.
– Стало известно, что вы недавно обручились. Когда планируется свадьба?
– Мы не знаем точной даты, но, надеюсь, что это случится скоро.
– Есть ли у вас в планах открытие собственной академии?
– Это отличная идея, но пока я хочу активно играть и побороться за попадание в турнир претендентов, чтобы выйти на матч с Карлсеном. А уже после окончания карьеры готов всю душу вложить в тренерскую работу.
– В Шамкир перед предпоследним туром вас приехал поддержать отец и невеста…
– Это очень приятно, когда близкие рядом. Они и поздравили меня первыми. Вообще было очень много звонков после окончания турнира. Одним из первых позвонил меценат Олег Скворцов, организатор супертурнира в Цюрихе. Он, оказывается, очень внимательно следил за моими успехами и пригласил меня на свой великолепный форум в следующем году. То есть победа в Шамкире сразу дала еще и попадание на другой супертурнир.
– Вы очень хорошо играете в быстрые шахматы. Как вам идея Скворцова играть две партии в день с контролем по 45 минут (плюс 30 секунд) на весь поединок?
– Отличный контроль. Мне он очень нравится. Это повышает зрелищность, добавляет интриги и азарта. Следил за Цюрихом-2017. Качество партий было очень высоким, и все они были боевыми. Я выиграл Шамкир два раза подряд. Накамура Цюрих – три. Пора мне остановить американца. Большое спасибо Олегу за приглашение. Он очень много делает для шахмат – побольше бы таких людей. Постараюсь ответить ему красивой и бескомпромиссной игрой в следующем году.
Кирилл ЗАНГАЛИС, Этери КУБЛАШВИЛИ