Сергей Карякин: «Карлсен не достигнет рейтинга 2900. Это утопия»
В московском комплексе «Крокус Сити» с 29 сентября по 5 октября состоится Международный турнир по быстрым шахматам «Шахматные звезды» — 2022. В нем примут участие десять известных гроссмейстеров из России, Испании, Индии и Азербайджана. Одним из участников турнира станет россиянин Сергей Карякин, который уже принял участие в открытии одного из детских соревнований, предваряющих выступления сильнейших на «Шахматных звездах». Впечатлениями вице-чемпион мира поделился в интервью «СЭ».
Сын
— Как отреагировали на приглашение поучаствовать в «Шахматных звездах»?
— С большим интересом. Во-первых, последние полгода, с начала спецоперации, я говорил, что России остро не хватает собственных турниров. На международные дорога для меня закрыта из-за дисквалификации. Но дело не только в ней. Любому россиянину сейчас сложно рассчитывать на участие в соревнованиях, которые проходят на Западе. Нас там никто не ждет. Ну а во-вторых, в рамках «Шахматных звезд» пройдет серия детских турниров, в одном из которых сыграет Алексей Карякин, мой старший сын.
— Ого. Сколько ж ему?
— Семь лет. Потихоньку приобщаю к шахматам. Пока у него нет такого рвения, как у меня в этом возрасте. Но занимается с удовольствием, пару раз в неделю.
— Для вас это всего второй турнир за девять месяцев. Проблема?
— Да нет. Еще не выветрился из памяти 2020-й, когда пандемия вообще на год оставила нас без очных соревнований. Ничего, перетерпели. Вот то, что турнир претендентов пришлось пропустить, — действительно неприятный момент и огромное разочарование. Я настраивался, готовился, хотел выиграть и получить шанс побороться за мировую корону. Но чиновники ФИДЕ меня отстранили из-за моей позиции по спецоперации.
— Как оцениваете свою нынешнюю форму?
— Я очень доволен прошлым турниром — открытым чемпионатом Москвы по быстрым шахматам. Порадовал не только сам факт победы, но и то, как играл. Получал удовольствие, проводил хорошие цельные партии. Было это в июле. Надеюсь, за два месяца форму не растерял.
Крамник
— Вас ждет встреча с Владимиром Крамником. Когда играли с ним последний раз?
— А когда он объявил о завершении карьеры? В 2019-м?
— Да, в январе.
— Значит, последнюю партию мы сыграли в 2018-м. Всего же их было более десяти. Имею в виду классику. А в быстрые шахматы и блиц — вообще не счесть.
— Кто чаще выигрывал?
— Я. Но это ничего не значит. Крамник — один из сильнейших гроссмейстеров мира, легенда шахмат. То, что удавалось его побеждать, для меня большая честь.
— Удивились, что он дал согласие на участие в московском турнире?
— Не особо. Это с классическими шахматами Крамник закончил. А в быстрые и блиц по-прежнему играет, периодически участвует в соревнованиях. Уверен, и в Москве будет бороться за первое место.
— Может, и в классику вернется?
— Вряд ли. Классические шахматы — это сложно. Они требуют длительной подготовки, ты тратишь очень много сил. А Крамнику уже 47. Я наблюдаю за ним со стороны и вижу, что сейчас ему гораздо интереснее новые форматы. Например, придумал шахматы без рокировки.
— Кстати! Как вам идея?
— На первый взгляд — изменения минимальные. Но это иллюзия. Там абсолютно новая теория. Все принципы, к которым мы привыкли, нужно забыть. Точнее, надо полностью поменять в голове какие-то установки и понять, что идет уже совершенно другая игра.
— Пробовали?
— Чуть-чуть. На сборах, с друзьями. Допускаю, что через несколько десятков лет эта версия вытеснит классические шахматы. Которые уж слишком разрослись из-за теории дебютов и компьютерной подготовки. Порой действительно хочется придумать что-то новенькое, добавить изюминки. Так что Крамника я понимаю.
— Шахматы без рокировок, «фишеровские», быстрые, блиц... Вам лично что интереснее?
— Я очень люблю быстрые и блиц. Вообще, чем короче контроль времени, тем больше удовольствия. В тот же блиц проиграл партию — и можешь сразу начать новую, взять реванш. Здорово!
А «фишеровские»... Я следил за недавним турниром в Сент-Луисе, где участвовал даже Гарри Каспаров (признан в России иноагентом. — Прим. «СЭ»). Выступил он крайне неудачно, набрал всего пол-очка, проиграв восемь партий. Меня шахматы Фишера смущают отсутствием целостности и привычной гармонии фигур.
Дисквалификация
— На турнире «Шахматные звезды» у вас будут две партии с девушками — Александрой Горячкиной и Екатериной Лагно. Раньше играли с ними?
— С Горячкиной — нет. А Катю Лагно знаю лет с семи. Мы ровесники, с детства участвовали в одних и тех же соревнованиях. Три года вместе занимались в знаменитой краматорской шахматной школе, пока она не распалась...
— Сколько ж у вас партий с Лагно?
— Ой, много! Точную цифру не назову. В детстве играли постоянно. Она сильная шахматистка. Если в блице счет в мою пользу, то в классику однажды меня обыграла. Будет очень интересно вновь встретиться с Катей за шахматной доской.
— Еще шахматисткам проигрывали?
— Да, в 2011-м уступил Юдит Полгар. Причем в самый неподходящий момент! Кубок мира, нокаут-система. Казалось, я в отличной форме, в предыдущем раунде победил Уэсли Со. И вдруг споткнулся на Юдит. Хотя до этого во встречах с ней у меня был значительный перевес.
— Когда заканчивается ваша шестимесячная дисквалификация?
— 22 сентября.
— Уже есть понимание, что дальше?
— Еще недавно я был на 90 процентов уверен, что ее продлят. Сейчас оптимизма чуть больше, но... Я прекрасно понимаю — даже если дисквалификацию снимут, организаторы многих международных турниров, мягко говоря, не горят желанием приглашать российских шахматистов. Особенно тех, кто поддерживает спецоперацию.
Да, есть официальные соревнования. К примеру, чемпионат мира по блицу. Но где он пройдет и когда, неизвестно. А в следующем году Кубок мира. Конечно, хотелось бы в нем поучаствовать, нокаут-система вообще мой любимый формат. Только кто сегодня даст гарантии, что меня точно допустят к турниру? Что если в ближайший четверг и снимут дисквалификацию, то потом не навесят вновь — по какому-нибудь надуманному предлогу? Эмиль Сутовский, генеральный директор ФИДЕ, в свое время не скрывал, что собирается добиваться моего дальнейшего отстранения. Пока сохраняется такая угроза, трудно что-то прогнозировать.
— С Аркадием Дворковичем после переизбрания на пост президента ФИДЕ разговаривали?
— Нет. Но есть люди, которые регулярно общаются и с ним, и со мной. Если понадобится передать какую-то информацию, это не составит труда. Ни для него, ни для меня.
Корона
— Отказ Магнуса Карлсена от матча с Яном Непомнящим девальвирует звание чемпиона мира?
— Разумеется! Решение Карлсена — огромный удар по шахматам! Понятно, для Непомнящего и Дин Лижэня это сиюминутная удача, которая повышает их шансы завоевать корону. Но если рассуждать глобально, ситуация скверная.
Чемпион мира всегда защищает свой титул, этой традиции более ста лет. Единственное исключение — Бобби Фишер. Но он тогда ушел из шахмат. А Карлсен-то остается! Магнус по-прежнему сильнейший шахматист планеты. В то же время чемпионскую корону получит кто-то другой — Непомнящий либо Лижэнь. Подобный диссонанс способен породить хаос в шахматном мире, могут отвернуться спонсоры... Я расстроен.
— А кто-то считает, что отказ Карлсена, наоборот, всколыхнет интерес к шахматам.
— Я не разделяю эту точку зрения. Карлсен в шахматах — фигура культовая. Никто из действующих гроссмейстеров до такого масштаба не дотягивает. При всем уважении к Непомнящему и Лижэню.
— Ян в этой паре фаворит?
— В любом матче на первенство мира изначально оцениваю шансы сторон 50 на 50. Нас ждет упорнейшая битва равных соперников. Хотя не будем забывать, что в их личных встречах счет пока в пользу Яна.
— Чем силен китайский гроссмейстер?
— До пандемии я довольно часто с ним пересекался. Первое впечатление — машина! Компьютерный просчет вариантов, никаких ошибок. А потом ковид — и все смешалось. Китайские шахматисты стали значительно реже выступать в турнирах. Когда границы приоткрылись, бросилось в глаза, что Лижэнь поменял стиль игры. Не уверен, что это пошло ему на пользу.
— Так что конкретно изменилось?
— Дин заиграл гораздо быстрее. Но в ущерб качеству.
— Снизилось?
— На мой взгляд — да. Теперь он не просчитывает все варианты до конца. Делает уже не лучший ход, а просто хороший и максимально быстро — чтобы загнать соперника в цейтнот. Такая тактика имеет право на жизнь. Но раньше Лижэнь играл сильнее. Тут надо отметить еще один момент.
— Какой?
— Его попадание на сам матч, а до этого и на турнир претендентов, вызывает вопросы. Притом справедливые! В Мадриде он оказался исключительно благодаря тому, что меня отстранили. Плюс по регламенту должен был за определенное время сыграть 30 партий. А их у Лижэня к тому моменту набралось то ли четыре, то ли еще меньше — поскольку в течение года из-за ковидных ограничений не мог покинуть Китай.
— Пришлось играть в режиме нон-стоп.
— Да, китайская шахматная федерация быстренько сориентировалась и организовала для него дома серию турниров с друзьями-товарищами. В итоге за оставшийся месяц Лижэнь успел провести необходимое количество партий. Но качество этих партий... Да и все ли из них действительно были сыграны? Нет ведь ни фото, ни видео. Никто не знает, с кем он играл, кто судил. Мутная история!
— Весьма.
— В Мадриде Лижэнь занимает второе место в турнире претендентов. На чемпионский матч выходить никак не должен. Но эту возможность ему неожиданно дарит Карлсен своим отказом. Невероятная череда совпадений!
Магнус
— А с Карлсеном что творится?
— Похоже, на эмоциональный срыв. Уже два месяца все терзают его одним вопросом — почему отказался от матча на первенство мира? Это давит психологически. Магнусу не дают играть в свое удовольствие. А дальше странная история с американским гроссмейстером Хансом Ниманном, которого уже дважды ловили на читерстве в онлайн-турнирах...
— В Сент-Луисе Карлсен сенсационно ему проиграл. А через две недели при новой встрече с Ниманном на онлайн-турнире устроил демарш. Сделал два хода и сдался, сразу выключив камеру.
— Со стороны трудно понять, что произошло. Если говорить непосредственно о партии в Сент-Луисе, у меня до сих пор нет ответа на вопрос, что это было. Да, Карлсен играл плохо, а Ниманн — великолепно. Но в компьютерных ли подсказках дело? Или просто Магнус встал не с той ноги?
— Вопросы, вопросы...
— Магнус сейчас явно не в своей тарелке. Отправная точка — отказ от матча за корону. С одной стороны, его можно понять. Сыграл уже пять матчей на первенство мира, вымотался и хочет передохнуть. О чем постоянно говорит в интервью.
— А с другой стороны?
— Я бы так не поступил. Чемпион мира обязан защищать титул. Нельзя отдавать его без борьбы. Думаю, внутренние переживания Магнуса связаны именно с этим. И накладывают отпечаток на его поведение.
— Каким видите будущее Карлсена?
— Полагаю, в ближайшие годы он будет просто участвовать в турнирах, получать удовольствие. Следующий претендентский цикл вряд ли ему интересен — не для того отказывался от короны, чтобы так быстро начинать за нее борьбу. Но потом, наверное, вернется.
— В одном из последних интервью Магнус заявил, что его главная цель в шахматах — достичь рейтинга 2900.
— А вот это утопия. Я безмерно уважаю Карлсена, он великий шахматист. Но 2900 — нереальная цифра. За гранью человеческих возможностей!