«Это выглядит как возможный конец игры». Мнение о скандале между Карлсеном и Ниманном
Онлайн-турнир Julius Baer Generation Cup (Кубок поколений) получается очень ярким на события. Много результативных партий, красивой борьбы, доминирующий стиль двух молодых индийских гроссмейстеров — 18-летнего Эргаиси и 17-летнего Прагнананда, блестящая игра Василия Иванчука. Правда, уже третий день люди только и обсуждают, что развитие противостояния чемпиона мира Магнуса Карлсена и 19-летнего Ханса Ниманна. Норвежец из протеста или из упрямства снова привлек внимание к молодому американцу, демонстративно остановив часы в их партии после полутора ходов, и... снова многозначительно промолчал о сути конфликта.
Ниманну не предъявлено никаких обвинений, но эксперты называют это событие главным шахматным скандалом десятилетия. «СЭ» обсудил эту ситуацию с бывшим исполнительным директором Федерации шахмат России (2010-2014), основателем канала Levitov Chess Ильей Левитовым.
Теперь везде будет задержка трансляций в интернете
— Читерство давно считается главной опасностью шахмат, но раньше этой проблеме не придавали так много значения. Может ли что-то кардинально измениться после истории противостояния Карлсена и Ниманна?
— Уверен, что у топ-шахматистов, которые были в стороне от всех этих процессов, изменится отношение к этой проблеме. Всегда считалось, что читерство есть в онлайн-турнирах, где люди повсеместно пользуются подсказками. Если на одной из онлайн-платформ тебе в соперники попадается ФИДЕ мастер, то 50 на 50 он может легко оказаться читером. К этому многие привыкли, но никто не верил, что люди мошенничают в крупных офлайн-турнирах. Тем более на стартах с участием элитных шахматистов, где никогда не было даже металлоискателей. Но сейчас читерство стало неотъемлемой частью современных шахмат, и игнорировать эту проблему невозможно. Уверен, что теперь везде будут установлены современные металлоискатели и будет задержка трансляций в интернете.
Но даже такие действия не помогут избавиться от проблемы. Я не понимаю, как бороться с человеком, который хочет сделать простую вещь. Купить недорогой наушник, засунуть его в ухо и найти того, кто тебе поможет с подсказками. Или придумать какой-то более прогрессивный способ обмана.
— В Сент-Луисе Ниманна с ног до головы осматривали с металлоискателем. Возможно, судьям стоит перед каждой партий проверять уши гроссмейстеров на наличие наушника?
— До чего мы дожили, если нам надо проверить уши шахматистов? Я в таком шахматном мире жить не хочу. К сожалению, это выглядит как возможный конец игры.
— Вы сказали, что у вас нет сомнений, что Ханс — читер, хотя Магнус по-прежнему не предъявил ему никаких обвинений.
— Ханс сам сказал, что он дважды читерил. Chess.com опубликовал письмо, в котором было сказано, что Ниманн делал это гораздо чаще. Считаю, что в этой ситуации стоит больше доверять chess.com. Еще смущают слова гроссмейстера, который говорит, что он не читерил в призовых и офлайн-турнирах. Какой смысл читерить не в призовых турнирах нормальному гроссмейстеру? В этом просто нет логики.
Мне кажется, Магнус вернется в чемпионский цикл
— При этом вы осуждаете поведение Карлсена.
— Магнус растерялся. Не знал, что ему делать. На мой взгляд, решение уехать из Сент-Луиса после поражения от Ниманна выглядит странно. Бежать от проблемы — это не выход. Как и сдача партии в Кубке поколений. Такой вариант даже не должен был рассматриваться. Давайте вспомним объединительный матч за звание чемпиона мира Крамник — Топалов в 2006 году в Элисте. После печально известного туалетного скандала Владимир просто не вышел на пятую партию с Веселином. Чемпион не должен сдаваться. Просто скажи: я не выйду на партию с ним, запишите мне поражение. А начать и сдаться после двух ходов — так себе форма выражения протеста. Да, он уверен, что Ханс — читер. Это его беспокоит и не дает спокойно жить. В этом я разделяю его эмоции, но как он справляется с ними — не совсем понятно.
— Каким вы видите будущее Карлсена? Он продолжит играть турниры в свое удовольствие?
— Пока он так видит свою шахматную жизнь, но мне почему-то кажется, что долго это не продлится. Он нашел такой выход из-за нежелания играть матчи на первенство мира. Точнее, подолгу готовиться к ним. Это объяснимо. Но сможет ли он долго жить в таком формате? Допустим, появится молодой шахматист, с которым ему будет интересно сыграть матч. Или появится человек, яркий чемпион, который медийно будет отнимать у Карлсена пальму первенства. Пока он не понимает, что такое не быть первым. Он уже много лет лидирует в рейтинге, в матчах его никто не обыгрывал. Но это случится в силу развития жизни. Его реакция, как великого чемпиона, может быть болезненной. В чемпионский цикл рано или поздно он вернется, мне кажется.
— В одном из интервью Магнус заявил, что его главная цель в шахматах — достичь рейтинга 2900. Это утопия?
— Это бред. Зачем смотреть на цифры? Ты шахматист, а не математик. Цифры не так много значат. Молодые шахматисты, уже играющие в силу 2750, могут иметь рейтинг 2680. Просто у них нет возможности играть с гроссмейстерами 2750+. Исключение — тот же Ниманн. Только он может, чтобы его рейтинг планомерно рос в течение двух лет без сбоев. Рейтинг — это условность. Посмотрите на него сейчас: 12-й номер рейтинга (а недавно был девятым) — экс-чемпион мира Вишванатан Ананд. Ему 52 года, он играет два турнира в год, а недавно занял пост первого вице-президента ФИДЕ. При всем этом он входит в топ-15. Это пример, который ясно показывает условность рейтинга в шахматах.