"Пошел на чемпионат мира - а футбола не было". Непомнящий - о победе в Дортмунде и договорных партиях
– Турнир получился хорошим, рад победить при таком крепком составе участников, – сказал Непомнящий. – Это вселяет уверенность, что я на правильном пути.
ВЗЯЛ ПАУЗУ НА ПОЛГОДА
– Как удалось выиграть белыми фигурами три из четырех партий?
– Белыми играть всегда проще, чем черными, но конкретно в Дортмунде мне еще удавалось угадывать с дебютом. Спасибо моему тренеру Владимиру Поткину, который провел прекрасную подготовку.
– Почему в этом году вы играете заметно меньше, чем в прошлом?
– В прошлом году я играл слишком много. Кубок мира осенью совсем не получился, потому что я банально очень устал. Решил сделать выводы и взял большую паузу. Полгода совсем не играл турниров. Шахматами, конечно, занимался, но не так, как во время сборов. Только примерно начиная с мая я вернулся к активным занятиям. Сейчас вроде бы все хорошо, но на будущее, думаю, надо избегать обеих крайностей. Играть очень мало тоже не очень правильно.
– Вы попали в состав сборной России на шахматную Олимпиаду. Это было ожидаемо?
– По рейтингу у меня были хорошие шансы попасть, и объективно в последних турнирах за команду я играл хорошо. Так что верил, что тренерский штаб включит меня в состав.
ГЛУПО ОТРИЦАТЬ, ЧТО РАСПИСНЫЕ ПАРТИИ СУЩЕСТВУЮТ
– Что скажете о недавних обвинениях норвежца Магнуса Карлсена, который выразил недовольство договорными партиями и заранее расписанными ничьями?
– Давайте для начала разберемся, что значит договорная партия. Если это подразумевает какую-то материальную выгоду для участников, то такое в шахматах на серьезном уровне не встречается. Другое дело, что бывают случаи, когда друзья или тренер и ученик не хотят играть между собой и расписывают ничьи. Или когда в последнем туре партия уже никому ничего не дает. Глупо отрицать, что такое явление существует. Но, например, в отборочных соревнованиях вроде турнира претендентов это исключено.
– У вас самого есть такие соперники, с которыми вы заранее согласны на ничью?
- Мой тренер Володя Поткин. Но мы сейчас с ним редко встречаемся в турнирах.
– Зачем Карлсен вынес эту тему на всеобщее обсуждение, если для шахмат это обычное дело?
– Если бы не Магнус, возможно, об этом сказал бы кто-то другой. Но Карлсену не привыкать поднимать острые вопросы. Это очень сложная тема, ее можно много обсуждать.
РАД ЧЕМПИОНСТВУ ФРАНЦУЗОВ
– Давайте тогда поговорим о футболе. За кого болели на недавнем чемпионате мира?
- В порядке убывания симпатий, поддерживал Россию, Бельгию и Францию. Еще нравились аргентинцы, но они, к сожалению, быстро вылетели. Так получилось, что первые турниры, которые я посмотрел, были чемпионаты мира 1998 года и Европы 2000 года. Французы в эти годы были очень сильны и мне запомнились. Так что я рад их чемпионству.
– Удалось побывать на стадионе?
– Да, я был на матчах Бельгия – Тунис и Франция – Дания. Со второй игрой мне, конечно, очень не повезло – единственная нулевая ничья за весь чемпионат мира. Командам уже ничего в турнирном плане не было нужно, на трибунах сидели 80 тысяч человек, а нормального футбола-то мы и не увидели. Это, кстати, к вопросу о договорных матчах. На полуфиналы или финал я бы тоже с удовольствием сходил, но к этому времени уже улетел в Дортмунд и вынужден был следить за играми по телевизору.
– Это не отвлекало от собственной турнирной борьбы?
– Нормально, нужно же как-то разгружать голову. Кто-то ходит гулять, смотрит сериалы или играет в видеоигры. Мне кажется, футбол – хороший способ переключить внимание. Единственная проблема, матчи порой накладывались на мои партии и следить вживую не получалось.
Турнир в Дортмунде. Итоговое положение. 1. НЕПОМНЯЩИЙ – 5 очков. 2. Гири (Голландия) – 4. 3. Ковалев (Белоруссия) – 4. 4. Дуда (Польша) – 4. 5. Майер (Германия) – 3,5. 6. КРАМНИК – 3. 7. Войташек (Польша) – 3. 8. Нисипяну (Германия) – 1,5.