Магнус Карлсен: "Готов защищать титул хоть каждый год"
ЕСТЬ ТЕМА
Сколько продлится эпоха Карлсена? // Анатолий Карпов: "Не вижу тех, кто мог бы сместить Магнуса"
Норвегия сходит с ума по шахматам. Трансляции матча Ананд - Карлсен ежедневно смотрели 600 тысяч человек, при том что население скандинавского королевства составляет 5 миллионов.
По числу запросов в интернете Карлсен с запасом опередил и вновь избранного премьер-министра страны Эрне Солберга, и даже знаменитого лыжника Петтера Нортуга… Понятно, что по возвращении из Ченная Магнус был провозглашен героем нации.
- Нечто подобное со мной уже было после выигрыша турнира претендентов в Лондоне, - рассказывает 16-й чемпион мира. - Сейчас моя популярность еще увеличилась. Но она точно не изменит моей жизни. Просто придется внимательнее следить за собой, чтобы не сморозить какую-нибудь глупость. Титул налагает огромную ответственность.
- Ваша победа над Анандом породила в Норвегии такую же шахматную лихорадку, какая наблюдалась в США после триумфа Бобби Фишера…
- Меня удивляет, что шахматами вдруг заинтересовалось столько людей, ничего в них не понимающих. Клерки, домохозяйки, дети школьного возраста - по-моему все обсуждали перипетии матча в Ченнае. Сомневаюсь, что этот всплеск продержится долго. Хотя одна из моих задач заключается в том, чтобы Норвегия ассоциировалась у всех не только с лыжами, биатлоном и нефтью.
- Что почувствовали в тот момент, когда на вас надели лавровый венок?
- Я спокойно отношусь к таким вещам. Будь это случайность, наверное, сильно волновался бы. Но на протяжение трех последних лет я был первым в рейтинге. Теперь у меня есть и титул - а также венок и кубок.
- Легко ли теперь искать мотивацию для дальнейшего совершенствования?
- Думаю, с этим проблем не будет. Мне еще предстоит покорить не одну вершину. Обещаю, что буду "играющим" чемпионом мира. Сейчас надо немного успокоиться, после чего определить свой график выступлений. Вряд ли я стану играть меньше, чем раньше. За мной останутся примерно 50 классических партий в год. Считаю, что чемпион мира обязан регулярно доказывать свое право носить титул.
- Может, вы и корону готовы защищать чаще, чем раз в два года?
- Почему бы и нет? Не понимаю, почему раньше чемпион получал так много привилегий. По мне, он должен быть всегда готов принять вызов достойного противника.
- Вас удивляет, что в турнире претендентов-2014 не будет ни одного шахматиста моложе вас?
- Так получилось, что я младше Карякина и Андрейкина и младше Непомнящего, которого не будет в Ханты-Мансийске. В элите моложе меня только Каруана, но это не означает, что соперники, которые старше меня, обречены. Крамник по-прежнему очень силен. Он доказал это своей игрой и результатом в Лондоне. Опасен и Аронян - как и многие другие.
- Считаете ли вы, что Ананду стоит участвовать в турнире претендентов?
- Виши сам должен решить, есть ли у него силы снова бороться за корону? При положительном ответе он будет серьезной силой. В противном случае я не вижу его в числе фаворитов. Ананад - великий шахматист. Но уже давно очевидно, что ему недостает мотивации.
- Что вы приобрели, сыграв матч с Анандом?
- Опыт! В начале матча я сильно нервничал, и теперь понимаю, что зря. Если честно, сейчас даже немного смешно вспоминать об этом.
- Что вы имеете в виду?
- Мне кажется, что эксперты были склонны переоценивать сегодняшнего Ананда. В свое время он производил впечатление своей игрой в "нокаутах", но не в турнирах. Вероятно, вы никогда не слышали от меня оправданий такого рода - мол, "я экономлю энергию и новые идеи для матча на первенство мира". Ананд же, а до него Крамник, не раз использовали этот аргумент, оправдывая свою невыразительную игру.
- Чего вам больше всего не хватало в Индии во время матча с Анандом?
- Снега! И я был счастлив, вернувшись на родину, снова его увидеть. Не представляете, как я устал за эти три недели!
- В Ченнае вы так и не представили свою команду. Кое-кому показалось даже, что на матче у вас ее вовсе не было.
- Это не так. Просто я счел неразумным раскрывать имена своих помощников. Не сделаю этого и теперь, ведь это был не последний мой матч за корону. А работу тренеры проделали фантастическую. Делая даже более серьезную, чем я просил.
- Как долго вы намерены сохранять корону?
- Это зависит не только от меня. Очевидно, в шахматах назрела смена поколений. Я в этом смысле лишь первый, но за мной наверняка последуют и другие. К тому же шахматы явно меняются. Скоро наша игра из битвы ходов превратится в сражение концепций.
Бьорн Гуннар НЕССЕ, Евгений АТАРОВ