Пик Карлсена
СВОЯ КОЛОНКА
Юрий ВАСИЛЬЕВ
В мировых шахматах произошло историческое событие. 22-летний норвежский гроссмейстер Магнус Карлсен на закончившемся вчера супертурнире 21-й категории London Chess Classic установил феноменальный мировой рекорд: теперь высший рейтинг, когда-либо достигавшийся шахматистом, равен 2861.
С тех пор как Международная федерация шахмат в 1970 году взяла на вооружение формулу американского физика Арпада Эло и стала расставлять шахматистов по ранжиру, были зафиксированы несколько выдающихся рейтинговых достижений.
Первый рекорд установил легендарный Бобби Фишер после выигрыша с феноменальными результатами претендентских матчей у Марка Тайманова, Бента Ларсена и Тиграна Петросяна, а затем в 1972 году - титульного матча у Бориса Спасского.
Высота Фишера в "рейтинг-альпинизме" равна 2785 пунктам.
Этот рекорд был побит в 1989 году 26-летним Гарри Каспаровым. После выдающихся результатов на турнирах в Тилбурге (+10) и Белграде (+8) он достиг отметки в 2805 пунктов. А в 1999-м, последовательно выиграв супертурниры в Вейк-ан Зее (+7), Линаресе (+7) и Сараево (+5), поднял планку рекорда до новой, невиданной доселе высоты.
Вершина Каспарова - 2851 пункт.
В то время, когда все основные соперники Каспарова никак не могли преодолеть отметку "2800", чемпион мира оторвался от них аж на 50 единиц. Это казалось тогда чем-то невероятным. Впрочем, оно таким и было.
Вот что Гарри говорил в интервью "СЭ" 13 лет назад: "Преодолеть рубеж 2800 можно двумя способами. Либо года четыре играть без срывов и набирать в каждом турнире порядка "плюс 4", либо года полтора держаться на уровне "плюс 8". Ни того, ни другого Ананд, например, продемонстрировать не смог. Я свои рекорды устанавливал именно за счет таких мощных рывков. Рекордный показатель 1989 года был обеспечен тем, что в трех турнирах я набрал "плюс 18". Рекорд-99 тоже получился благодаря исключительно высоким показателям: в трех турнирах этого года я набрал "плюс 19" и прибавил к своему рейтингу 40 пунктов. Что же касается рейтинга 2850, то я не представляю, кто способен добраться до него в обозримом будущем".
И вот теперь, спустя 13 лет, "обозримое будущее" наступило. Рекорд Каспарова, казавшийся незыблемым и недостижимым, пал. "Плюс пять" по итогам турнира 21-й категории в Лондоне позволили Карлсену поднять рейтинговую планку на новую высоту.
Пик Карлсена расположен на высоте 2861 пункт!
Этот рекорд был достигнут в общем-то по рецепту его предыдущего обладателя, а заодно обитателя первой строчки рейтинга с 20-летним стажем - Каспарова. Карлсен шел тем же путем: выигрывал практически все турниры, в которых участвовал.
И вот что характерно. Как и 13 лет назад отрыв лидера и рекордсмена от ближайшего преследователя (а им в январском списке будет, надо полагать, россиянин Владимир Крамник) составляет более 50 пунктов. Разница, если вдуматься, огромная. Почти пропасть. Стало быть, масштаб достижения Карлсена не уступает каспаровскому.
В норвежской прессе сейчас настоящий ажиотаж. Карлсена поздравили премьер-министр и министр культуры. Коллеги-гроссмейстеры сравнивают рейтинговую скорость, развитую скандинавским феноменом, с рекордами ямайского бегуна-спринтера Усэйна Болта.
А вот сам Магнус, несмотря на достижение впечатляющего рубежа, в беседе с журналистами ведущей норвежской газеты VG отказал себе в праве уже сейчас именоваться сильнейшим шахматистом в истории. Он считает, что пока его игра не на уровне игры Каспарова и Фишера в годы их расцвета.
"Для того чтобы стать лучшим в истории, надо, пожалуй, превзойти рейтинг "2950", - полушутя-полусерьезно сказал Карлсен.
Ну что ж, может, и не шутит. При этом другие его слова, произнесенные не так давно, кажутся мне стопроцентно искренними: "Когда я установлю рекорд, то, наверное, найду другую цель. Например, стать чемпионом мира".