Встань и иди!
Александр Поветкин проиграл суперчемпиону по версии WBA и чемпиону по версиям IBF и WBO. Но он сделал все, что мог, больше, чем мог, и он никому ничего не должен.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
Поветкин никогда не скажет: "Если я не оправдал ваших ожиданий, то это ваши проблемы". Он переживает, так как считает, что подвел своих болельщиков и чуть ли не всю Россию.
Хотя он не виноват перед своими поклонниками. В том числе и перед теми, которые твердо решили принимать желаемое за действительное, а реальность - вообще игнорировать. Им не было никакого дела до того, насколько Владимир Кличко выше, сильнее, быстрее и мастеровитее. Они руководствовались исключительно тем, что Поветкин должен победить, потому что он наш, потому что он русский, как будто это само по себе может гарантировать победу.
Я пишу этот репортаж спустя всего несколько часов после боя в "Олимпийском", и мысли разбегаются, как крысы по углам. Так как я говорю только о своих мыслях, то имею право на подобное сравнение. Слишком много эмоций выплеснулось за короткое время. Вообще слишком всего было много. Но попытаюсь все разложить по полочкам. А начну, естественно, с самого боя, хотя многие, наверное, с полным на то основанием скажут, что бой был в этом действе не главным.
БОЙ
Пересказывать этот поединок раунд за раундом смысла не имеет. Большинство раундов проходили по одной печальной для Поветкина схеме. Остальные проходили по схеме еще более печальной.
Все стало понятно как-то сразу. Поветкин и его команда сделали ставку на ударах на скачке, как слева, так и справа. Что-то подобное предвидели очень многие, и я в том числе. Только гордиться здесь нечем. Кличко тоже сделал то, чего от него ждали. Жестко контролировал дистанцию джебом, который то и дело попадал Поветкину в лицо.
Думаю, Александр сразу убедился, что в исполнении Кличко удар этот представляет собой не тычок, а тот еще тортик с динамитом. Конечно, он знал об этом до боя, но получать раунд за раундом в лицо - совсем другое дело.
Владимир вел бой преимущественно левой рукой, джебами и боковыми, правую подключая редко, но метко, обычно в коротких сериях. Я в этом бою занимал высокое положение - на галерке, о чем речь еще пойдет подробнее. А сейчас говорю об этом вот почему. Издали казалось, что многие броски Поветкина с ударами доходят до цели, хотя особой уверенности в этом не было. Не зря сомневался. Добравшись до дома и посмотрев видеозапись, я в этом убедился.
Кличко всегда очень тонко чувствовал дистанцию. Вообще-то это главное боксерское качество, и в этом поединке оно ему не изменило. Владимир все время убирал голову из-под удара. Часто уклонами. Иногда неглубокими нырками, которых, однако, хватало, чтобы основная масса удара приходилась по воздуху. Обладая к тому же большим преимуществом в ломовой физической силе, Кличко часто останавливал удары соперника - накладывал свои могучие длани на предплечья Поветкина, вязал ему руки и клинчевал. Еще он все время наваливался на Александра, когда тот пытался атаковать. Поветкин сам помогал ему в этом, подседая перед броском вперед.
Совершенно справедливо сказал Владимир Гендлин, как обычно, блестяще откомментировавший этот матч: Поветкин тем самым облегчал задачу сопернику, позволяя читать свои действия. Вообще Александру ни разу на протяжении всего боя не удалось застигнуть Кличко врасплох. Часто создавалось впечатление, что украинец знал обо всем наперед. Впрочем, примерно так оно и было.
Особую роль в этом поединке сыграли нокдауны Поветкина. Официально их было четыре. Первый случился уже во втором раунде - от короткого левого бокового Кличко, после которого у Поветкина заплелись ноги и он упал. Если не ошибаюсь, это был первый нокдаун у Александра с любительских времен.
Еще три нокдауна произошли в седьмом раунде. В первый раз Кличко провел двойку, затем уже в клинче левый боковой - и сбросил с себя Поветкина движением, напоминавшим бросок. Рефери открыл счет. Поветкин был с этим не согласен, но, возможно, остановка боя ему помогла, так как дала паузу.
Во второй раз Кличко точно попал правым прямым, после чего у Поветкина подогнулись ноги. Он устоял, но теперь уже сам повис на Кличко. Тот его бил и отпихивал, пока Александр, наконец, не упал. На мой взгляд, этот нокдаун был абсолютно легитимным, с чем, насколько я заметил, не спорил и Поветкин.
В третий раз Кличко опять провел правый прямой, от которого у Поветкина слегка подогнулись ноги, а потом не столько ударил, сколько толкнул левым боковым. Поветкин упал в третий раз. Он снова был не согласен с рефери, но передышка ему опять-таки не помешала.
Еще одно падение случилось в одиннадцатом раунде. Кличко нанес очень сильный левый боковой, а потом предплечьем с силой оттолкнул от себя Поветкина, и тот упал. На мой взгляд, это больше напоминало нокдаун, чем, скажем, первый в седьмом раунде, но рефери на этот раз снял с Владимира очко.
Сыграли ли эти нокдауны какую-то роковую роль в поединке? Нисколько. Все трое судей посчитали победителем Кличко со счетом 119-104. Это означает, что они не отдали Поветкину ни одного раунда. Только одиннадцатый получился ничейным благодаря снятому очку. А если бы два нокдауна не посчитали - что получилось бы? 119-106? Кому-то от этого было бы легче? А если бы сняли с Владимира пару очков, как требовала общественность в зале? 117-106?
Все равно разница в очках получается огромная, а Поветкин, как ни крути, все равно ни одного раунда не выиграл. К тому же, повторяю, я не уверен в том, что остановки боя ему не помогли. А несколько очков, как мы только что убедились, никакой роли в исходе поединка все равно не сыграли бы.
ЧТО БЫЛО НЕ ТАК?
Да все было не так, и опять-таки, на мой взгляд, меньше всех виноват в этом Поветкин.
Такое ощущение, что никакого четкого плана на бой у него не было. Ни плана A, ни плана B. Попытаться достать Владимира на скачке - это не план. Никакой комбинационной работы я не заметил. Как-то в разговоре с Ленноксом Льюисом мы стали обсуждать бой Владимира Кличко с Дэвидом Хэем, и Леннокс неожиданно очень жестко отозвался о своем соотечественнике: "Знаешь, он упал в моих глазах после этого боя. Он встречался с лучшим на сегодня тяжеловесом, в этом нет никаких сомнений, и с каким планом он вышел на этот бой? Бить двойку? Это не план".
Я не слышал, что советовали Поветкину в углу. По-моему, по большей части поднимали боевой дух, но с ним и так все было в порядке. Без плана на бой Александр оказался в положении охотника, который пошел на медведя со спортивной малокалиберной винтовкой.
ИЗБЫТОЧНЫЙ ПАТРИОТИЗМ
Перед боем я, как и многие другие, писал о том, что не надо грузить Поветкина излишней ответственностью. Патриотизм, как ни странно, тоже может быть избыточным, так как лишает возможности сохранить мозги в холоде.
Но этой самой ответственностью Александра грузили все кому не лень. Один умник, вспомнив о том, что Поветкин родом из Курска, заговорил о Курской битве. Другой - о поединке Пересвета с Челубеем. Я согласен, что Поветкин достоин имени Пересвета. Но Кличко, чей родной язык - русский, родившийся в Казахстане в семье советского офицера, будущего чернобыльского ликвидатора, который потом умер от заработанного там лейкоза, - Челубей? Вы сами себя дураками не чувствуете? Нет? А, между прочим, зря. Стоило бы.
Уже не говорю о том, что на данный момент у Поветкина просто не было реальных шансов на победу над Кличко. Человек и так шел "на убой", зачем же его в этом случае надо было перегружать ответственностью и петь песни о родине, которую он обязан защитить?
Вот еще один момент, о котором тоже стоит сказать отдельно. Не могу не согласиться с Гендлиным и в том, что боксер растет от соперников. Нельзя прыгать сразу через много ступеней. Так можно и лицо расшибить, и ноги поломать.
Между Кличко и всеми остальными, с кем дрался Поветкин до сих пор, даже не пропасть, а океан. Уже не говорю о том, как Александра готовили непосредственно к бою с Владимиром. С кем россиянин провел свой последний поединок? С поляком Вавжиком? Даже если бы подогнали Чижика или Пыжика, выбор был бы не хуже.
А некоторые радовались: раз Поветкин нокаутировал насмерть перепуганного Вавжика, который проиграл еще до боя, то он то же самое сделает и с Кличко.
АНТУРАЖ
Когда я увидел, куда именно меня любезно посадили, пожалел, что вообще пришел в зал. Сам мог купить себе билет и получше.
Я сидел примерно в ста метрах от ринга. Может быть, чуть-чуть меньше. Рассматривать боксерский поединок, где все держится на сантиметрах, со ста метров вряд ли имело смысл. Возникло сильное желание пойти в пресс-центр и посмотреть бой по телевизору, но я этого не сделал. Запись боя я потом мог посмотреть и дома, а вот антураж поединка был бы оттуда не виден. Остался на своей галерке - и нырнул в народную гущу, толщу и жижу.
Прошу понять меня правильно. Я буду говорить не обо всех зрителях, а об очень небольшой группе, сугубом меньшинстве, которое, однако, ведет себя настолько безобразно и шумно, что с успехом позорит большинство.
Почему так много людей не встало под украинский гимн, а перед этим - под польский, когда Григорий Дрозд дрался с поляком Мариушем Мастернаком? Думаете, вы обидели Украину или Польшу? Да Украина с Польшей о вас знать ничего не знают и знать не желают, а вот Россию вы опозорили. Рискну напомнить, что патриотизм - это вообще-то любовь к своему, а не ненависть к чужому.
О выкриках с трибун долго говорить не буду. Особенно мне понравился один: "Бей жида!" Когда я потом сказал об этом Виталию Кличко, он отреагировал по-царски. Тонко улыбнулся и сказал: "Это они о ком?"
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Не знаю. Это может решить только сам Александр Поветкин. Если он решит оставить бокс, я буду последним, кто станет его за это осуждать. Повторю то, что уже писал: как мужчина он ничего в этом бою не проиграл, так что в этом плане доказывать ему нечего.
Ну а если решит остаться (как, кстати, на пресс-конференции, куда Александр прийти не смог, ему и посоветовал Владимир Кличко), ему предстоит трудный путь. Нужны бои. И не с Вавжиками, которые не дают ничего, кроме ложной картины боксерского мира. Нужны бои настоящие, тяжелые, с сильными соперниками, которые сейчас имеются. Если бизнесмен Андрей Рябинский, организовавший бой с Кличко, сможет ему в этом помочь, будет здорово, так как без вложения изрядных средств здесь обойтись будет трудно. А пока надо просто отдохнуть и прийти в себя.
Поражение - штука тяжелая, но его можно и нужно пускать себе на пользу. Знаете, почему я всегда уважал Владимира Кличко? Потому что он проигрывал - и после этого вставал.
Хорошо помню интервью, которое Кличко дал мне после боя с Корри Сандерсом. "Я упал ниже плинтуса", - сказал тогда Владимир. И где он сейчас?