Почему возвращаются "старики"?
Прошлой ночью случилось нечто абсурдное, глупое и совершенно не смешное, из разряда таких вещей, которые происходят в боксе постоянно. Последний из брендов "старой школы", когда-то гений защиты и обладатель очень острых рефлексов в сочетании с жестким ударом, экс-чемпион мира в трех весовых категориях Джеймс Тони вернулся на ринг в 46 лет и проиграл малоизвестному Чарльзу Эллису, которому тоже 40 лет и в послужном списке несколько поражений подряд. Тони, у которого багаж в 91 проведенный бой и явственно стали заметны нарушения речи, вообще не должен был получить боксерскую лицензию, но или в Атлетической комиссии засел кто-то, болевший за него с начала 90-х, или Джеймс их окончательно достал, и они сказали: "Черт с тобой, дерись". В худшем случае – всем просто наплевать.
А всего через неделю на ринг выйдет Рой Джонс, тоже в бою с малоизвестным оппонентом, и кто-то и ему разрешил драться. Это технически очень сильно сближает суперзвезду и чемпиона мира в четырех весовых категориях с боксером-джорнименом, у которого поражений примерно столько же, сколько побед, есть основная работа – охранником, на складе или в офисе, а может, и свой бизнес – но он все равно выходит на ринг снова и снова, часто совершенно без подготовки и нисколько не думая о последствиях. И тот, и другой считают, что бой – это легкие деньги. И даже если в процессе они вспоминают, что там будут бить, и даже возможно по голове, то отмахиваются от дурных мыслей со словами: "Это всего лишь один бой, я ведь не собираюсь выходить на ринг до тех пор, пока меня не сделают инвалидом". Угадайте, что происходит? Именно – автор этой фразы Джеймс Тони, он сказал ее 5 лет назад, и посмотрите, где он сейчас.
Рой Джонс в этом году провел уже два боя и победил легкими нокаутами. Скорость убивает, она всегда давала ему преимущество. Смущает другое – в период с середины августа по середину сентября он планирует провести три боя в трех разных странах, чего не делал даже в лучшие свои годы. Что происходит с организмом боксера, после того как он вывел себя на пик формы к конкретному бою? Пик проходит, и все функции двигаются вниз, наступает период спада, который длится до двух недель, и после этого нужно еще как минимум шесть, чтобы привести себя в форму для серьезного поединка. Избежать этих спадов можно только одним способом – не тренироваться к конкретному бою и определенной дате, а просто держать себя в форме и сохранять рефлексы, периодически спаррингуя – но без фанатизма.
Так 46-летний Рой Джонс выйдет на ринг в Коннектикуте против Билли Бейли 15 августа, затем 29-го на Карибах встретится с Дэнни Сантьяго, уже более серьезным соперником, а 12 сентября в Ливерпуле будет драться с местным боксером, которому уже 42 года и ни одной значимой победы над кем-то известным он так и не одержал. Прозвище у него "Посмей мечтать", так что будет вдвойне забавно, если ему все же повезет. Британский совет по контролю за боксом отказался санкционировать этот бой, и поэтому за порядком будет следить Боксерская комиссия Мальты.
Не забываем про 50-летнего Бернарда Хопкинса, который когда-то обещал маме не боксировать после 40 лет. Удары Сергея Ковалева, впрочем, что-то сделали с его головой – и к нему вернулся инстинкт самосохранения. Руководство IBF недавно назначило отборочный бой за первую строчку между Хопкинсом и Бетербиевым, но американец решил, что под удары Бетербиева ему сейчас лучше не попадать, – и отказался. Это не значит, правда, что он завершил свою боксерскую карьеру.
Они делают это по разным причинам. У большинства – страх. Боятся неоплаченных счетов, не найти себе в жизни нового применения, потерять контроль. У других амбиции доказать что-то себе и критикам, сохранить свою значимость в жизни, возможность влиять на свое окружение. У третьих – просто инерция и голодание по адреналину, по боли и по тому редкому ощущению, когда отправляешь соперника в нокаут. Хотя многим достаточно просто услышать, как их имя произносит ринг-аннонсер в присутствии нескольких тысяч человек – и все встают и хлопают... Но все они считают, что отличаются от всех остальных, и именно их причины самые важные. Это касается Хопкинса, Роя Джонса, Федора Емельяненко – всех.
Казалось бы, что еще удерживает в боксе Мэнни Пакиао? Он давно перевыполнил свой план. Более того, ему есть чем заняться дома. Мэнни теперь не просто Кулак Нации и член конгресса на Филиппинах – у него еще своя баскетбольная команда и куча родственников, которые также в политике. Брат Мэнни, бывший боксер Бобби Пакиао, был избран управляющим округа Лабангал города Генерал-Сантос. Жена Бобби, Лорелей, была переизбрана в качестве председателя того же округа. Еще один из братьев Пакиао, Роджелио, был переизбран в качестве председателя округа Апопонг. Жена Пакиао, Джинки, является вице-губернатором провинции Сарангани. Но Мэнни, наверное, думает, еще одна победа в боксе сделает его как минимум президентом страны.
Из великих чемпионов последнего времени, которые ушли и не возвращались, можно вспомнить разве что Леннокса Льюиса и Костю Цзю. Поэтому мало кто верит Флойду Мейуэзеру, который 12 сентября собирается провести прощальный бой с Андрэ Берто. Флойд, как и все эти чемпионы и суперзвезды, отлично понимает психологию и наклонности фанатов бокса. А также законы маркетинга. Один раз он уже ушел и вернулся – и стал самым высокооплачиваемым спортсменом современности.
Вопрос только в одном, все-таки он манипулирует чувствами поклонников бокса или все же бокс, индустрия и фанаты давят Флойду на его огромное раздутое эго и заставляют делать то, что он делает. И остальных это тоже касается.