Зубков станет президентом ФБР, несмотря на дисквалификацию
Происходящее с российским бобслеем кажется фантастикой, если только не знать, что это правда. Официально признанный виновным в нарушении антидопинговых правил Александр Зубков выставляет свою кандидатуру на новый срок, и имеет отличные шансы победить. А два его конкурента могут возмущаться, но не реально изменить ситуацию.
БОБСЛЕИСТЫ РИСКУЮТ ОТСТРАНЕНИЕМ
Бобслеисты проводят свои выборы позже всех среди зимних федераций – почти через полгода после завершения Олимпийских игр в Пхенчхане. Дольше тянуть уже не позволяет Устав. Отсрочка не случайна: Зубков дожидался судебных решений и сохранял надежду, что они будут оправдательными.
Чуда не случилось: Спортивный арбитражный суд (CAS) еще накануне Игр признал Зубкова виновным в нарушении антидопинговых правил на Играх в Сочи, заменив пожизненную дисквалификацию от участия в Олимпиадах разовой, только на 2018-й год. Теоретически, после публикации мотивировочной части, Зубков еще мог бы подать апелляцию на это решение в Верховный трибунал Швейцарии.
Сделать это, очевидно, имело смысл, хотя бы чтобы потянуть время и подольше остаться в статусе не дисквалифицированного. Но для подачи апелляции нужны свои юридические основания, причем крайне ограниченные. Их не нашлось, сроки прошли, и теперь Зубков официально признан виновным в употреблении допинга на домашней Олимпиаде. Как человек, наказанный с такой формулировкой, да еще на фоне ужасающего допингового скандала, может претендовать на пост президента национальной федерации и даже выигрывать выборы – мягко говоря, загадка.
Самого Зубкова обвинять глупо. Он пошел на свои первые выборы и выиграл их в июне 2017-го, то есть уже зная о допинговых обвинениях. Признает он или не признает свою вину в Сочи, было там действительно совершено нарушение, или не было – вопрос второстепенный. Важно, что человек не боится взять на себя ответственность за целую федерацию, понимая, что ставит под удар ее репутацию и вообще будущее.
Теоретически, после того, как решение CAS стало окончательным, международная федерация должна со дня на день объявить о дисквалификации Зубкова. Вопрос только, с какого срока она будет отсчитываться: задним числом – и тогда Зубков ничего не теряет, так как уже завершил карьеру, или же с момента принятия решения.
Если так, то Зубков вынужден будет покинуть пост президента федерации, потому что в период дисквалификации любая работа в спорте запрещена. И федерация, как минимум, встанет перед необходимостью проводить новые выборы и искать нового президента. А как максимум, вообще будет отстранена от международных соревнований.
Во всяком случае, дисквалифицированный президент – вполне достаточный повод, чтобы задуматься о санкциях. В той же легкой атлетике подобных вопиющих нарушений нет и не было, а спортсмены уже больше двух лет не могут выступать на турнирах под флагом своей страны.
ПОЧЕМУ ВСЕ МОЛЧАТ?
Самое поразительное в истории с Зубковым и выборами – это молчание всех заинтересованных сторон.
– Мы с большим интересом следим за ходом выборов в руководящих органах национальных федераций, – заявили "СЭ" в Международной федерации бобслея и скелетона. – Но ответственность за эти выборы остается только внутри страны.
Молчат и в Министерстве спорта, и в руководстве Олимпийского комитета России. Мы, конечно, по-прежнему не признаем всю историю с поцарапанными пробирками и добавлением соли в анализы в Сочи, в результате чего и был дисквалифицирован Зубков. И спортсмены, которые были замешаны в этой истории, негласно считаются у нас в стране невиновными, вне зависимости от судебных решений. Но одно дело – не портить человеку репутацию и не лишать общественных должностей, и совсем другое – ставить его во главе национальной федерации.
Теоретически у Зубкова еще есть двое конкурентов на выборах: экс-главный тренер сборной России Олег Соколов и помощник заместителя председателя Госдумы РФ Анатолий Пегов. Но по информации "СЭ", до голосования у них может дело не дойти. Да и если бы дошло, реальных шансов на победу бы не было.
Зубков и его конкуренты словно существуют в какой-то собственной, отдельной от остального мира вселенной. Зубков в своих интервью говорит о заслугах в погашении огромных долгов федерации, о создании грамотной организационной структуры и тому подобном. Оппоненты ставят в укор резкий спад спортивных результатов и отсутствие медалей. Что, впрочем, в условиях многочисленных антидопинговых расследований и допингового инцидента в Пхенчхане не удивительно.
Между тем, все это для будущего российского бобслея сейчас вообще не важно. Важно только, что официально признанный виновным в употреблении допинга спортсмен со дня на день будет избран президентом федерации. И это, на самом деле, диагноз не только отдельному виду спорта. Даже ужасающий опыт двух последних лет, похоже, никого ничему не научил.