Зубков привел наследника на пьедестал
КУБОК МИРА
Вчера в канадском Уистлере произошло редкое событие - сразу два российских экипажа - Александра Зубкова и Александра Касьянова - заняли первые места в турнире четверок на предпоследнем этапе Кубка мира. Для Зубкова это уже третья победа в сезоне-2011/12. Для Касьянова - первая на таком уровне медаль.
Этап в Уистлере, немного отделенный в календаре Кубка мира от европейских стартов, должен был если не дать однозначного ответа на вопрос о готовности российских спортсменов к мировому первенству в Лейк-Плэсиде, то хотя бы намекнуть о ней. И намек нам понравился.
Итоги Уистлера оказались во многом ошеломляющими. Александру Зубкову за долгую успешную карьеру побеждать доводилось нередко. Бывало и так, что Зубков делал дубль, выигрывая двойку и четверку на одном соревновании. Но два российских экипажа на первых местах в одном турнире - случай исключительной редкости.
Александр Касьянов, которого давно уже называют наследником Зубкова, подбирался к первой в карьере призовой тройке этапа Кубка мира весь нынешний сезон. На первых гонках Кубка мира Касьянова отделяли от третьего места микроскопические отставания - в сотую, две сотых секунды. Казалось, медаль вот-вот упадет Александру в карман. Однако вместо этого его результаты пошли на спад, и второго места в Уистлере от россиянина, конечно же, не мог требовать никто. Ожидать - наверное, да. Но все равно все произошло неожиданно.
28-летний Касьянов сейчас во многом повторяет путь, пройденный 37-летним Зубковым. Оба из Братска. Оба начинали саночниками - лучшей школы пилотирования для будущего бобслеиста придумать трудно. Неудивительно, что именно Касьянова Зубков всегда выделял из общей массы молодых пилотов - возился с ним, помогал, подсказывал. И снял тем самым вопрос, кого считать своим преемником после ухода из спорта, который после Сочи-2014 более чем вероятен. Вез Зубков преемника, вез. И довез, прямо до пьедестала.
На следующей неделе в канадском Калгари Кубок мира-2011/12 войдет в историю. С большой долей вероятности можно говорить о том, что его победителем в четверках станет именно Зубков. Отрыв от немца Максимилиана Арндта настолько ощутим, что россиянину в Калгари, грубо говоря, нужно без приключений добраться до финиша.
Впрочем, конец Кубка мира - всего лишь прелюдия к главному событию сезона, каковым, несомненно, является чемпионат мира, стартующий во второй половине февраля в американском Лейк-Плэсиде. Олег Сухорученко, один из самых опытных тренеров российской сборной, рассказал "СЭ" о технике, которая будет использована Зубковым в Лейк-Плэсиде.
- В первую очередь стоит отметить, что Лейк-Плэсид - одно из очень немногих мест, где решающим фактором является все же мастерство пилотирования, - отметил Сухорученко, бывший пилотом на Играх в Альбервилле-1992 и Лиллехаммере-1994. - То же самое, пожалуй, относится и к трассе в итальянском Кортина-д’Ампеццо. На практике это означает, что в Лейк-Плэсиде можно стартовать на средних коньках и бобе, но за счет пилотажа нивелировать отставание в качестве техники.
- Лейк-Плэсид долгое время считался экстремальным для бобслея местом.
- По сути, трасса и осталась экстремальной. Жесткая, технически сложная. В момент ее проектирования, очевидно, были допущены упущения. Там до сих пор есть участки, где четверки по-хорошему проходить не должны. Но опытные пилоты выруливают как-то.
- На этой трассе у кого-то может быть подавляющее преимущество? Такое, какое мы увидели на январском чемпионате Европы в исполнении немца Максимилиана Арндта?
- Сильно сомневаюсь. В Лейк-Плэсиде шансы будут примерны равны. Ну, может быть, Стивен Холкомб будет чуть выделяться на общем фоне. Он досконально знает эту трассу и ездит там стабильно хорошо. Но борьбу за медали поведут, убежден в этом, не менее шести экипажей.
- На протяжении всего сезона Зубков испытывал проблемы с бобом-двойкой. Четверка вела себя иначе?
- С четверкой было проще. С ней постоянно работал наш механик Йохан Вальнер, который ее и сконструировал. У него хорошие идеи по ее усовершенствованию. Практика показывает, что Вальнер мыслит в верном направлении. К этому сезону он создал новую машину. Старая тоже в строю, и в случае форс-мажора Зубков мог вновь пересесть в нее, однако этого не требовалось, так как новый боб показывает очень приличные скорости. Есть у Вальнера кое-какие идеи и на следующий сезон.
- Насколько хороша трасса в Лейк-Плэсиде для "вальнера"?
- Преимущество этого боба заключается в том, что он хорошо идет концовку. То есть чем больше на трассе прямых, тем Зубкову выгоднее. Но конкретно в Лейк-Плэсиде трасса не слишком удобна для "вальнера", там масса коротких переходов, где гасится скорость, а прямые начинаются лишь после 14-го виража. Но лично у меня все равно особых волнений за четверку нет. У Вальнера всегда есть идеи, как поменять в бобе настройки, чтобы они подходили конкретной трассе.
- С четверкой все более или менее ясно - если все будет хорошо, Зубков должен вступить в борьбу за золото. А в двойках?
- Саша сможет претендовать на медаль, даже не сомневаюсь в этом. Но как все в итоге получится, прогнозировать трудно - до старта еще две недели. Конечно, сильны два немецких экипажа, тот же Холкомб. Особо выделяются швейцарец Хефти и латыш Мелбардис. Их конкурентное преимущество - сильнейший разгон. Вот только разгон разгоном, а до десятого виража в Лейк-Плэсиде надо еще доехать. Трасса нелегкая, и рулить нужно предельно аккуратно, что у них пока получается не всегда.
- У боба-двойки Зубкова существует "зона роста"?
- Сомневаюсь. Мы ее изучили вдоль и поперек. Все мысли и идеи уже задействованы. Она едет так, как едет. Это машина производства компании "Виммер", которая делает ставку на массовость производства, а не на индивидуальный подход, поэтому все машины у нее примерно одинаковые. Вообще вопрос, где взять хорошую двойку, заботит не нас одних - во всем мире это штучный товар. У братьев Зингер они не очень получаются, те делают ставку на четверки. Тот же Вальнер также более известен в качестве конструктора четверок. Можно, конечно, загрузить его работой и над двойкой, но как это скажется на качестве четверок? Пока точно не знаем и не хотим рисковать. Определенно можно сказать только одно: двойка к следующему сезону нужна новая. Хотя бы потому, что вскоре Международная федерация изменит технический регламент, и нынешний "виммер", возможно, перестанет ему соответствовать.
- Есть трассы, где всё или почти всё зависит от грамотного выбора полозьев. Но Лейк-Плэсид - другая история, не так ли?
- Да, это скорее относится к Санкт-Морицу. Вот там действительно важно "попасть" в коньки. В Лейк-Плэсиде это едва ли станет большой проблемой. Сомнительно, чтобы у кого-нибудь был конкретный комплект коньков, на которых было бы написано: "Использовать в Лейк-Плэсиде". Но подобрать там правильную пару особого труда не составит. У нас в сборной тоже достаточно хороших коньков, есть из чего выбирать.
- Вы упомянули Санкт-Мориц, который примет предолимпийский чемпионат мира-2013. А ведь последние несколько лет у россиян там за редким исключением мало что получается.
- Конечно, это тревожит. Не может не тревожить. Санкт-Мориц - единственная в мире естественная трасса, она требует к себе особого технологического подхода. Где нам взять хороший комплект конкретно под Санкт-Мориц - большой вопрос. Секретов никто из соперников выдавать не станет, своего производства в России пока нет. Есть, конечно, независимые изготовители полозьев. Но в основном этим занимаются в Германии, Швейцарии, США, даже Латвии. А их спортсмены - наши прямые конкуренты. Не нужно ждать, что из двух пар они отдадут нам лучшую. Это просто наивно.
- Я слышал, что под Олимпиаду в Сочи кое-какие разработки в области полозьев планирует вести один московский университет.
- Это правда. Сейчас ведем переговоры, но пока все упирается в финансирование. Конечно, нужно начинать свое производство - тут и обсуждать нечего. Причем начинать его нужно безотлагательно, если хотим успеть получить приличный продукт к Сочи. Металл для полозьев сертифицирован FIBT, заготовку можно купить. Но основная исследовательская работа идет со скользящим профилем. Если не начать делать собственных полозьев сейчас, мы даже не поймем, в какую сторону двигаться.
Сергей БУТОВ
7-й этап Кубка мира. Уистлер (Канада). Мужчины. Четверки. 1. ЗУБКОВ/ТРУНЕНКОВ/ЕГОРОВ/МОКРОУСОВ - 1.42,46 (51,21 + 51,25). 2. КАСЬЯНОВ/МОИСЕЙЧЕНКОВ/БЕЛУГИН/ХРЕНКОВ - отставание 0,14 (51,32 + 51,28). 3. Раш/Люмсден/Соренсен/Райт (Канада) - 0,16 (51,32 + 51,30).
Зачет Кубка мира (четверки). 1. ЗУБКОВ - 1471 очка. 2. Арндт (Германия) - 1396. 3. Махата (Германия) - 1349. 4. КАСЬЯНОВ - 1258.
Двойки. 1. Раш/Люмсден (Канада) - 1.44,14 (52,04 + 52,10). 2. Арндт/Путце (Германия) - отставание 0,07 (51,95 + 52,26). 3. Хефти/Лампартер (Швейцария) - 0,22 (52,23 + 52,13). 4. ЗУБКОВ/ТРУНЕНКОВ - 0,28 (52,11 + 52,31)… 6. КАСЬЯНОВ/БЕЛУГИН - 0,72 (52,51 + 52,35).
Зачет Кубка мира (двойки). 1. Хефти - 1470. 2. Арндт - 1373. 3. ЗУБКОВ - 1232… 11. КАСЬЯНОВ - 886.
Скелетон. Мужчины. 1. М. Дукурс (Латвия) - 1.45,76 (52,70 + 53,06). 2. ТРЕТЬЯКОВ - 0,75 (53,23 + 53,28) и Роммель (Германия) - 0,75 (53,17 + 53,34)… 13. ЧУДИНОВ - 2,32 (53,79 + 54,29).
Зачет Кубка мира. 1. М. Дукурс - 1526. 2. Роммель - 1405. 3. Т. Дукурс (Латвия) - 1332. 4. ТРЕТЬЯКОВ - 1236… 10. ЧУДИНОВ - 976.