Лидеры второй свежести. Россияне продолжают "разбегаться"
КУБОК МИРА. 1-й этап
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Эстерсунда
Самая простая задача в этой гонке была у Эмиля Хегле Свендсена: стартовал он первым, бежал неплохо, стрелял без помех, в том смысле что никого из соперников вообще не было рядом, соответственно имел отличный шанс раньше всех освободиться, не исключено, что победителем. Эти иллюзии развеялись быстро: на первом круге норвежец проиграл девять секунд Мартену Фуркаду, затеявшему на этом этапе крестовый поход против людей, укравших у него тренера. Именно так можно было бы вкратце описать сюжет, который начал разворачиваться в Эстерсунде сразу после мужской индивидуальной гонки.
Мартен Фуркад до такой степени хотел реабилитировать себя в индивидуальной гонке за катастрофические провалы двух предыдущих сезонов подряд, одновременно с этим так стремился доказать своему прежнему тренеру Зигфриду Мазе, что уход наставника к конкурентам ровным счетом никак не отражается на его результатах, что вообще непонятно, как это всепоглощающее желание не разорвало француза на куски прямо по ходу выступления.
Шлюзы все-таки прорвало – на пресс-конференции. Там Фуркад безостановочно говорил добрые полчаса после того, как завершилась официальная – с обилием вопросов к победителю – часть мероприятия. И договорился до того, что журналисты, выключив диктофоны, помчались разыскивать норвежцев – с тем, чтобы вытрясти из них комментарии по поводу сказанных Мартеном слов в адрес бывшего тренера. Нашли Свендсена и Бе, которые оказались весьма общительными и договорились даже до того, что Фуркад ведет себя, словно оставленная любовником женщина. И что пора бы ему перестать рефлексировать и смириться с реалиями профессионального биатлонного мира.
Ну а в субботу можно было констатировать, что норвежцы потеряли по ходу этого мыльного сериала куда больше энергии, чем Фуркад. Мартен блестяще отработал на обоих рубежах, виртуально нарисовав соперникам "Счастливо оставаться!", а Свендсен с Йоханнесом Бе схлопотали штрафные круги – три штуки на двоих.
Это была на самом деле совершенно замечательная гонка. С неудержимо летящим к финишу Фуркадом, опередившим ближайшего из соперников более чем на сорок секунд при одинаково чистой стрельбе, с неистовым ликованием трибун – в тот момент, когда "их" спортсмен Фредрик Линдстрем выдавил из призовой тройки немца Бенедикта Долля и отодвинул на третью позицию его однокомандника Арндта Пайффера. С не самым быстрым в этой гонке, но безупречно ее отработавшим восьмикратным олимпийским чемпионом Оле Эйнаром Бьорндаленом. И с тремя российскими парнями, только-только обживающимися в основном составе, которые в одни ворота обошли в этой азартной игре ветеранов: Антона Шипулина, Евгения Гараничева и Дмитрия Малышко.
Впрочем, последний факт не отменял главного: и Антон Бабиков, финишировавший седьмым, и Максим Цветков (10), и Матвей Елисеев (14), несмотря на безусловно удачные для себя итоговые места, остались в спринте статистами, не запомнившись в этой гонке ни скоростью хода, ни скоростью стрельбы. Ну а то, что сама стрельба оказалась у первых двух атлетов безошибочной, в спринтерских гонках давно уже не доблесть. Скорее – обязательная программа.
Для Бабикова и Елисеева, тем не менее, их результаты стали абсолютно лучшими за всю коротенькую историю выступлений обоих спортсменов на этапах Кубка мира: два года назад Елисееву дали возможность выступить в спринте на этапе в Нове-Место, и он стал 17-м, в прошлом сезоне Матвей стартовал лишь в Рупольдинге и финишировал 44-м. Спринтерский дебют Бабикова в Рупольдинге в январе 2015-го был еще менее заметен – завершился 46-м результатом. Через год Антон финишировал 31-м в Антхольце.
Седьмой результат Бабикова в спринте навязчиво вызывал в памяти как раз ту итальянскую гонку. Точнее – следующую: в преследовании Антон сумел подняться в Антхольце с 31-го на 7-е место. Разумеется, хотелось аналогичного рывка и в Эстерсунде.
Что до лидеров команды, исчерпывающе по этому поводу заметила двукратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова: "Какие у нас лидеры, если сегодня один кучу промахивается, а завтра другой?"
Два промаха в субботу сделал Антон Шипулин, столько же – Дмитрий Малышко, на один больше – Евгений Гараничев. Недопустимо много, чтобы искать в этом многострадальном спринте хоть какие-то плюсы или хотя бы оправдания для лидеров сборной и ее ветеранов.
Наблюдая за тем, как развиваются события на кубковых этапах, очень трудно не задуматься о том, что распространенный подход к сезону российских тренеров, который озвучивается из года в год и сводится к тому, что команда сначала должна "разбежаться", представляется как минимум странным. Подобный взгляд был оправдан разве что в те годы, когда главный старт в сезоне был один – чемпионат мира с крайне ограниченным набором дистанций. Неудивительно, что основной и единственной задачей тренеров в те времена было идеально подвести команду к нескольким дням выступлений. В большинстве случаев наши специалисты справлялись с этим блестяще.
Сейчас же если спортсмен не готов одинаково хорошо бегать и стрелять с первых же стартов, это автоматически убирает его из элиты и превращает его в аутсайдера. Или, скажем мягче, в лидера второй свежести. Способного показать высокий результат и даже выиграть, но делающего это крайне нестабильно и нечасто, при условии что спортсмен не только “разбежится” сам, но еще и сервис-бригада угадает со смазкой, а заодно повезет с погодой.
Для того чтобы выступать иначе, нам, похоже, давно пора задуматься о том, что результат зависит не от погоды, ветра и состояния лыжни, а от правильно выстроенной работы прежде всего. По всей видимости, от другой работы – не той, что продолжают практиковать в России.
Но как раз здесь все упирается в замкнутый круг: для того чтобы начать учиться чему-то новому, нужно, прежде всего, признать проблему. Ее же, по мнению большинства российских тренеров, просто не существует. И заклинания продолжаются по неизвестно какому кругу: закончится декабрь, а потом мы обязательно “разбежимся”. И хуже всего, что именно так рано или поздно начинают относиться к сезону спортсмены. Даже самые талантливые из них.
Нет, я вовсе не пытаюсь делать далеко идущие выводы по первым стартам. Просто было достаточно грустно наблюдать за тройкой призеров на пресс-конференции, в очередной раз понимая, что на месте Линдстрема или Пайффера (бог с ним, с неудержимым Фуркадом), наверное, вполне мог бы сидеть любой из шести российских биатлонистов. И слушать, как швед, пригласивший на гонку кучу друзей и родственников, восторженно вещает в микрофон: "Черт возьми, да они все там на трибуне офигели, наверное. Я и сам офигел. Надо же – так классно все сложилось! Ну я пошел, да? Меня там снаружи заждались уже!"
ЭСТЕРСУНД (Швеция). Кубок мира. Мужчины. Спринт, 10 км. 1. М. Фуркад (Франция) – 23.31,9 (0). 2. Линдстрем (Швеция) – 41,5 (0). 3. Пайффер (Германия) – 43,6 (0). 4. Долль (Германия) – 44,1 (1). 5. Ю. Эберхард (Австрия) – 46,0 (2). 6. Д. Виндиш (Италия) – 50,6 (0). 7. БАБИКОВ – 55,6 (0)… 10. ЦВЕТКОВ – 57,3 (0)… 16. Мат. ЕЛИСЕЕВ – 1.06,0 (1)… 28. ШИПУЛИН – 1.25,4 (2)… 31. МАЛЫШКО – 1.38,9 (2)… 49. ГАРАНИЧЕВ – 2.12,1 (3).